Японские идолы каваии-метала: в Москве прошёл концерт группы Babymetal

Японские идолы каваии-метала: в Москве прошёл концерт группы Babymetal
Источник фото:
Юрий Фёдоров // МЕСМИКА

Многие из нас привыкли, что хард-рок и хэви-метал со всеми ответвлениями этих жанров – это европейская и североамериканская музыка. Там она зародилась и получила максимальное развитие. Характерными чертами такой музыки являются энергичность, брутальность, агрессивность, остросоциальная тематика песен. Лёгкую музыку с незатейливыми текстами многие металхэды презрительно называют «попсой».

Тем интереснее, когда несколько экзотичные японские культурные традиции в сочетании с подростковой миловидностью и невинными текстами ложатся на тяжёлые риффы, электронику и бласт-бит. Тогда на рок-сцене появляется новый жанр: каваии-метал. И оказывается, что у него есть масса поклонников по всему миру! Очаровательные родоначальницы этого направления, токийская группа «BABYMETAL», в первый день весны выступили с концертом в московском «Adrenaline Stadium».

Возьмём смелость утверждать, что многим ценителям тяжёлой музыки название группы, красовавшееся на афише, вообще было мало знакомо. Тем удивительнее, что перед началом концерта очередь перед входом выстроилась такая, что можно было подумать, будто приехали какие-то знаменитые гранды. Да, поклонникам лучше было приехать заранее, несмотря на то, что даже самые длинные очереди в «Стадиуме» продвигаются очень быстро.

Ещё одно обстоятельство, которое бросалось в глаза – средний возраст зрителей. Молодёжи было ощутимо больше, чем людей хотя бы среднего возраста. Такое тоже нечасто увидишь на концертах метал-групп. К сожалению, сегодня, за редким исключением, хеви-метал – это нишевая музыка, которую чаще ценят более возрастные поклонники.

Как и в Санкт-Петербурге двумя днями ранее, никаких групп поддержки у японской команды не было. К началу концерта зал был практически полон!

Представляется, что стоит немного пояснить, что это за группа, и в чём секрет её невероятной популярности.

Во-первых, несмотря на многовековое культурное наследие, Япония в 50-60-х годах 20 века пережила настоящий бум увлечения рок-н-роллом и кантри. Не без участия американцев, конечно. Традиции и культура изготовления музыкальных инструментов в этой стране тоже на высоте: например, под брендом «Yamaha» изначально производились совсем не мотоциклы, да и у современных музыкантов он заслуженно известен наравне с «Gibson», «Fender», «KORG», «Kawai» и другими. К тому же, Япония экономически развитая страна. Следовательно, все предпосылки для популярности современной рок- и поп-музыки налицо.

Во-вторых, именно в японской масс-культуре появилось и получило популярность такое явление, как идол или айдору. Это молодые, преимущественно, подросткового возраста, певцы, актёры или фотомодели, которых специально отбирают и раскручивают японские кастинг-агентства. В основе имиджа этих японских звёзд – детская или подростковая привлекательность, светлый образ, недосягаемый идеал чистоты и невинности. Неудивительно, что некоторые айдору вполне могут ассоциироваться с супергероями манги – японских комиксов, равно как и персонажи манги-аниме могут появляться в песнях и сценических образах японских идолов. По некоторым же социологическим исследованиям количество поклонников манги и аниме – отаку – в Японии и в мире исчисляется десятками миллионов!

Где-то на стыке этих явлений, как сплав идол-музыки и метала, с тяжёлыми аранжировками, и появилась на свет группа «BABYMETAL». Отныне их принято считать создателями жанра каваии-метал, иначе, «милого метала». Как это мило!

Эта история объясняет количество поклонников японской команды и возрастной состав зрителей! Попробуйте себе представить, что суровый металлист, длинноволосый, весь в коже, черепах и железяках, будет самозабвенно смотреть аниме-мультфильмы, а вместо исчадия ада сделает себе татуировку в виде милой лисички кицунэ.

Пора представить героинь мартовского вечера. Знакомьтесь: SU-METAL, она же Судзука Накамото, ведущая вокалистка группы. MOAMETAL, она же Моа Кикути, ведущий и бэк-вокал. Именно они являются лицами группы. Кроме лиц на сцене были и маски: в отличие от вокалисток, в масках выступали музыканты. Это, конечно, добавляло таинственности, но лиц артистов было не разобрать. Девушек на сцене также поддерживали танцовщицы – Мстительницы.

С первых же минут атмосфера наэлектризованности и таинственности воцарилась в зале! Этому способствовали и костюмы артистов, и маски, и свет, и отличного качества видеоряд. Тем не менее, на первом месте по взрывным свойствам была, конечно, музыка! С начала и до самого конца – бешеный темп, движение, огонь! Несмотря на то, что песни исполнялись на японском, некоторые в зале подпевали! В активности и энергичности зрители тоже не отставали: все атрибуты рок-концерта были замечены – мош, слэм, «козы». Кстати, девушки из «BABYMETAL» умудрились «усовершенствовать» даже этот традиционный символ рокеров: если безымянный, средний и большой пальцы, соединив кончиками, чуть вытянуть, то коза превращается в лисичку! Вряд ли Ронни Джеймс Дио, «изобретатель» сего символа, мог себе такое представить!

Неподготовленному человеку, конечно, сложно представить подобное: миловидные девушки, тяжёлый, мощный и плотный звук, отточенные синхронные движения. И при этом – невероятная лёгкость и непосредственность в манере исполнения!

«BABYMETAL» за пять лет успели выпустить шесть различных сборников, в том числе, три студийных альбома, с десяток синглов и почти два десятка видеоклипов. Несколько тысяч поклонников в Москве услышали 13 композиций: прозвучали «Gimme Chocolate!!», «Megitsune» и «Head Bangya!!» с дебютной пластинки («Babymetal», 2014 г.), «Karate» и «Road of Resistance» с одноимённого альбома 2016 г., песни «Future Metal», «Da Da Dance», «Shanti Shanti Shanti», «BxMxC», «Distortion», «Kagerou» (Kami solos). Была и пара сюрпризов для собравшихся отаку. Неожиданно на сцене «появились» новые исполнители: забойную композицию «PA PA YA!!» девчонки исполнили вместе с тайским рэпером F.HERO, а незатейливая песенка «Oh, Majinai» с нового альбома группы («Metal Galaxy», 2019 г.) была спета «в компании» с Йоакимом Броденом, фронтменом «Sabaton». И пусть парни присутствовали лишь на экране, хуже от этого не стало.

Ровно час продолжалось действо. Увы, закончилось оно неожиданно и, по мнению фанатов, слишком рано! Это, пожалуй, единственный недостаток мощного и красочного шоу. Да ещё поклонникам хотелось, чтобы Су больше общалась с публикой. Наверное, этого хотят все поклонники от своих кумиров.

К женскому вокалу в роке, к девушкам-лидерам групп, гитаристкам, басисткам и даже барабанщицам, казалось, мы давно уже привыкли. Тексты песенок «BABYMETAL», мягко говоря, не отличаются глубиной смыслов, острой тематикой или философским подтекстом. Представляется, что в «BABYMETAL» привлекает этот удивительный контраст: с одной стороны, подростковая непосредственность, лёгкость, чистота, «мимимишность», с другой – яркое шоу и тяжёлый мощный звук, который под стать здоровенным дядькам, а не хрупким девочкам.

«BABYMETAL» по канонам культа японских идолов должны были прекратить своё существование ещё шесть лет назад. Но они решили остаться, чтобы изменить мир. Надо сказать, это им вполне удаётся.

Автор статьи: Игорь Синёв

Фото: Юрий Фёдоров

Группа: