Евгений Леонович: о новом клипе, роли искусственного интеллекта в творчестве и любимом городе

Евгений Леонович: о новом клипе, роли искусственного интеллекта в творчестве и любимом городе
Источник фото:
Фото - Анастасия Филлипова

Евгений Леонович — талантливый композитор и музыкант, чья работа сочетает современное звучание с глубокими традициями музыкального искусства. В свое творчество он смело внедряет новые технологии, что делает его особым и актуальным для современного слушателя. Мы рады поздравить Евгения с выходом клипа на композицию «Огни города» и поговорить о свежих впечатлениях от работы над клипом, его взгляде на искусственный интеллект в творчестве, о Санкт-Петербурге — городе, который вдохновляет его на создание музыки, а также о будущем музыки и технологий. Они идут рука об руку, и в то время как многие артисты выражают опасения по поводу замены человеческого участия в искусстве машинами, Евгений находит в новых инструментах вдохновение и новые возможности для самовыражения.

Присоединяйтесь! Клип: https://youtu.be/pNiTrqwtK5k?si=Ud62Thex_i3DQ0i9

Евгений, добрый день! Поздравляем с выходом клипа на композицию «Огни города»! Несмотря на то, что нейросети уже успели стать частью нашей жизни, их использование в творчестве всё ещё необычно и пугающе. Как впечатления?

- Здравствуйте! Благодарю. Я думаю с каждым годом они, наоборот, всё больше и больше будут входить в нашу жизнь и наступит время, когда их наличие совершенно не будет нас удивлять. Примерно, как использование голосового помощника в доме и различных «умных колонок». Ведь любой прогресс не остановить, хотим мы этого или нет. Другое дело - как мы их используем, во благо или во вред. Пока, лично у меня, впечатления только положительные.

Расскажите о клипе. В чем его идея, чему посвящен?

- Клип посвящен городу, в котором я родился, вырос и живу по сей день - Санкт-Петербургу. А «Огни города» про вечерний город, я люблю панорамные виды, люблю смотреть из окна, когда все светится, ездят машины прочее. В клипе мы постарались передать атмосферу вечернего (ночного) Санкт-Петербурга.

Не боялись ли вы стать частью некоего «большого брата» мира творчества? Многие авторы недолюбливают ИИ из-за страха, что скоро он их заменит. У вас другое отношение?

- Вопрос в том, как вы к этому относитесь. Конечно, сегодня ИИ может написать за вас музыку, но зачем? Ведь именно сам процесс творчества и доставляет удовольствие, когда в прямом смысле рождается что-то новое. Тем более, что я выпускаю музыкальный продукт под своим именем, то есть все услышанное люди априори будут ассоциировать именно со мной.

С точки зрения использования в видео - это всего лишь один из набора инструментов для воплощения идеи. Можно было сделать анимационный клип, можно - нанять операторов и снять различные виды, а мы решили сделать это современным способом - с помощью искусственного интеллекта. Кстати, он тоже этот клип нарисовал и, выходит, по-своему творил.

Вы рассказывали, что режиссеру клипа удалось взять нейросеть под «контроль» и даже придать ему сюжет. Как это было реализовано технически?

- Режиссер клипа Петр Балдин (https://vk.com/id113800346) про техническую реализацию объяснил мне так:

«В первую очередь «контроль» в нейросетевой генерации заключается в качестве промпта (запроса). Чем качественнее запрос, тем точнее результат. В данном клипе важно было отразить не только визуальную сторону Санкт-Петербурга, но и показать атмосферу города, чтобы зритель после просмотра ощутил присутствие. Особенно сильно почувствуют эффект присутствия и соучастия то, кто не понаслышке знаком с Северной столицей.

Важно было показать именно взгляд нейросети, именно поэтому в процессе создания клипа, я исключил участие каких либо фильтров и цветокорректоров».

Будет ли этот клип частью вашего фирменного концертного видеоконтента? Или же на выступлениях «Огни города» будут представлены более традиционно?

- Конечно, мы впервые играли и, фактически, презентовали видео на выступлениях еще в феврале этого года, на фестивалях в The Place и «Сердце».

Какую роль играет для вас визуализация в сочетании с музыкой?

- Важной частью творчества и концертных выступлений является визуальная составляющая, в которой видео объясняет то, что я хотел «сказать музыкальным языком».

Как вы видите будущее симбиоза между технологиями в общем смысле слова и искусством? В чем, по вашему мнению, заключается основной потенциал этого сочетания?

- На мой взгляд, искусство - не константа и постоянно трансформируется. К примеру, взять современные музеи и выставки, где все больше и больше интерактивных элементов. Или концерты с голограммой вместо вокалиста. К примеру, в Японии есть проект, где вообще нет живого вокалиста, он голографический. Но, тем не менее собирает стадионы, потому что людям всегда интересно что-то новое. Соответственно, благодаря технологиям будет и поиск новых форм подачи для зрителя (слушателя).

Ваша музыка часто описывается как инновационная и экспериментальная. Какие идеи и концепции вдохновляют вас на больше творческих экспериментов?

- Сегодня я стараюсь слушать много новой музыки. Долгое время у меня был условный список из нескольких десятков артистов, которые меня интересовали. Все они прекрасны, но, как правило, у них устоявшийся стиль и особо нет «резких» экспериментов, наверное, потому что они уже полюбились аудитории такими, какими их все знают.

Сейчас я постоянно открываю для себя новые имена и там много интересного, живого и экспериментального. Этим и вдохновляюсь.

Что, по вашему мнению, важно для успешной карьеры музыканта в современном мире?

- Так как я еще и главный редактор портала о современной культуре, бываю в жюри музыкальных конкурсов, вижу и слышу много молодых исполнителей, то понял одно - важно, чтобы творчество шло от души и не было изначальной задачи «быть как кто-то». Конечно, всегда можно найти аналогию, я же имею в виду явный «закос». Начиная с постановки задачи звукорежиссеру на студии (референс), заканчивая манерой исполнения и поведения на сцене.

Далеко ходить не надо - есть один музыкальный канал, посмотрев который примерно час-два вы поймете, что все качественно выглядит и звучит, но большую часть артистов можно перепутать просто по манере исполнения. Все примерно одинаково, голоса похожи. Возможно, у них стоит обратная задача - быть похожим на кого-то, что попасть в определенные медиа.

Нужна харизма, пускай даже и звучит где-то не очень (пока), но должно что-то выделять. Это сразу заметно.

Какие музыкальные проекты и идеи вы планируете в будущем? Есть ли какие-то особенные коллаборации или новые проекты, о которых вы могли бы поделиться с нами?

- В первую очередь, конечно, в работе новый материал, мне кажется это перманентное состояние для любого творческого человека. Есть мысли в сторону его «утяжеления, но без потери красоты в звучании». Также возможно и расширение состава для живых выступлений в будущем году, чтобы сделать их более интересными и энергичными.