Убойная доза боевого противовируса: в Москве состоялось фееричное шоу AvataR и Sabaton
Сложно вспомнить концерт, перед которым было столько неопределённости и волнений: история с «коронованной» заразой спутала планы многим, в том числе, артистам и организаторам концертов. Многие выступления отменяются и переносятся на неопределённый срок. Добавляют трудностей в проведении массовых мероприятий и распоряжения властей. До последнего момента существовала вероятность, что шведский десант популярных групп «AvataR» и «Sabaton» в Москве тоже может не состояться.
Тем не менее, видимо, не зря первых именуют «королями хаоса», а вторые избрали тему войны в своём творчестве: этих парней сложно напугать вирусом-мутантом. На сцене арены «Мегаспорт», в пятницу, 13-го, состоялся такой концерт, которого столица давно не видела!
Тысячи зрителей начали собираться у входов на стадион задолго до начала мероприятия: оказаться в первых рядах – заветное желание любого поклонника. Положительная особенность спортивных сооружений в том, что процедура досмотра и пропуска большого количества зрителей там отлажена довольно хорошо. Так и в этом случае: те, кто приехал не в последний момент, к началу концерта успели попасть внутрь, сдать вещи в гардероб и даже что-то выпить и перекусить. Стюарды в ярко-жёлтых куртках быстро подсказывали, где находится нужный вход.
Музыкальный «хаос» в исполнении группы «AvataR» начался практически без задержек. Поэтому те, кто рассчитывал, что выступление «как обычно» начнётся попозже, как минимум, опоздал на очень яркое представление. Назвать его «разогревом» просто не поворачивается язык, настолько мощным и зрелищным оно было! Парни из «AvataR» в этот вечер не использовали ни декораций, ни пиротехники, но один только образ и манера исполнения вокалиста Йоханнеса Эккерстрёма (Johannes Eckerström) заставляли непрерывно смотреть на сцену!
Рок-концерт в исполнении группы превращается в жёсткое театральное действо, где на сцене – один трагический герой.
Можно не знать и не понимать слов, но в голосе, мимике и движениях – любовь и боль, надежда и отчаяние, сострадание и беспринципная жестокость.
Декорации, подготовленные к выступлению хедлайнеров, с окопными мешками и проволокой лишь подчёркивали сюрреалистичность происходящего.
Гитаристы Йонас Ярлсбю (Jonas Jarlsby),
Тим Оштрём (Tim Öhrström)
и басист Хенрик Сандели́н (Henrik Sandelin)
в активности и зрелищности действий не отставали от своего лидера. Втроём и вчетвером они синхронно лихо крутили хаером!
Для понимания, попробуйте сами согнуться пополам и покрутить головой секунд 15-20 и просто устоять на ногах после этого. А музыкант должен при этом ещё играть. Играть чисто. Попадать в такт и в ритм. Ибо мощный усилитель не оставит шанса спрятать грязь и брак – будет слышно всё. Да ещё и петь, не сбивая дыхание. В костюме и в гриме под мощными софитами. То, что на сцене кажется крутым и эффектным – это, как правило, результат тяжёлой работы и многих часов репетиций и неудач.
Нечем крутить было только барабанщику группы Йону Альфредссону (John Alfredsson), поэтому он старался не уступать в молчаливом артистизме лидеру команды и в каждый удар вкладывал все силы и всю душу.
Йоханнес успевал общаться с публикой и перемещаться по всей сцене. «Кровавый ангел», «павший орёл» и другие образы с «запахом фрикшоу» в его исполнении несомненно, оставили у зрителей неизгладимое впечатление!
К сожалению, первый акт в этом в хоррор-театре закончился. Техники в антракте готовили декорации к следующему, где война, смерть и героизм – главные темы повествования.
Он начался падением занавеса и залпами фейерверков. «Sabaton» вышел на сцену!
Кроме огня и площадки, стилизованной под земляные укрепления, зрители увидели в углу настоящий танк, на котором гордо восседал барабанщик группы Ханнес Ван Дал (Hannes Van Dahl).
Быть может, именно поэтому заглавной песней сабатоновцев стала «Ghost Division» с альбома «The Art Of War» 2008 г. Хотя песня и посвященная немецкому генералу Эрвину Роммелю, но в его практике, как раз и был эпизод и с использованием бутафорских танков против англичан.
Йоакима Бродэна (Joakim Brodén) и Ко с нашей страной связывает многое: и богатая история выступлений, и темы песен из нашей военной истории. В этом году музыканты в рамках The Great Tour посетят семнадцать (!) городов России и дадут столько же концертов! По словам Йоакима, перед этим они дали ещё два десятка концертов в Европе. Такой активностью и энергией можно только восхищаться: ведь за 15 лет у группы набралось более тысячи выступлений! Как говорит сам Йоаким, ему лично помогает одно из величайших русских изобретений: 12-килограммовая гиря! Разминка с гирей Йоки нужна больше, чем распевка.
Программа выступлений от страны к стране может меняться: в Швеции или в Германии, например, могут быть восприняты «на ура» не все песни, которые парни исполняют в России. У нас же не так популярны будут композиции про войну в Ираке, итало-греческую войну или Фолклендский конфликт…
Вот и в этот раз, как минимум четыре песни были посвящены подвигам русского оружия и русского духа: «Attero Dominatus» о штурме Берлина с одноимённого альбома 2006 г., «Night Witches» о советских лётчицах-бомбардировщицах («Heroes», 2014 г.). Композиция «Panzerkampf» о битве на Курской дуге («The Art Of War», 2008г.) закончилась более, чем неожиданно: висевший на микрофонной стойке гранатомёт Йоаким «разрядил» в стоявший на сцене тот самый танк!
Разумеется, выстрел был бутафорским, но эффект произвёл приличный!
Исполнение же композиции «The Attack of the Dead Men» с нового альбома группы «The Great War» о Первой мировой войне преподнесло зрителям куда больший сюрприз. Вместо Йоки на сцену вышел другой артист в военной форме русской армии и запел песню на русском языке. Зрители опознали в нём Олега Абрамова, известного по проекту «RADIO TAPOK». Кавер-версию о бессмертном подвиге защитников крепости Осовец и исполнял Олег вместо оригинальной композиции.
Йоаким тоже появился на площадке: в костюме хим.защиты и в противогазе:
Нельзя не упомянуть об остальных героях вечера. Бас-гитарист Пэр Сундстрём (Pär Sundström):
гитаристы Крис Рёланд (Chris Rörland):
и Томми Йоханссон (Tommy Johansson):
Эти трое успевали не только колдовать над струнами, но и выдавать отличные многоголосные вокальные партии - ещё одна визитная карточка «Sabaton».
Вообще, весь тур «Sabaton» в этом году и был посвящён поддержке их нового альбома, посвящённого Первой мировой войне. Так, прозвучали композиции «Great War», «Seven Pillars of Wisdom», «Fields of Verdun» о «Верденской мясорубке». Этой же теме была посвящена песня «The Price of a Mile» («The Art Of War», 2008г.). История «The Red Baron» о немецком асе Первой мировой войны Манфреде Рихтгофене ознаменовалась красным самолётом-трипланом на площадке и флешмобом от фанатов. С первыми же аккордами на сцену полетели красные бумажные самолётики, парочку из них Йоаким затем искусно вернул в зал. Незадолго до конца программы прозвучал и свежий сингл группы «Bismarck» о зловещем германском линкоре, который, тем не менее, и сейчас лежит на дне Атлантики.
После же композиции «The Last Stand» с одноимённой пластинки 2016 г. Йоки прилетел не самолётик, а настоящая банка пива! Разумеется, он отнёсся к этому со свойственным ему юмором и пригубил её прямо на сцене во здравие своих поклонников!
Зрители увидели ещё одну смену костюмов: на время исполнения композиций «The Lion from the North» и «Carolus Rex» (одноимённый альбом 2012 г.) артисты облачились в синие военные камзолы шведской армии начала XVIII века, когда она была одной из сильнейших в мире.
На заднем экране красовались королевский герб и знаменитые "тре крунур".
Правда, песню «Poltava» о тех, кто разбил эту сильнейшую армию, музыканты играть не стали...
Перед рассказом истории о викингах «Swedish Pagans» («The Art Of War», 2008г.) Йоакиму от поклонников прилетел очередной подарок: шапка с рогами! Отпустив по этому поводу порцию шуток, парни спели о повелителях грозных драккаров!
Композицию «Stalingrad» поклонники не услышали. Зато музыканты поведали целых три истории о героических американцах: «The Lost Battalion» («The Last Stand», 2016 г.), «Primo Victoria» (с одноимённого первого студийного альбома группы 2005 г.) о высадке в Нормандии и закончили боевиком «To Hell and Back» («Heroes», 2014 г.).
Парни из «Sabaton» прошлись почти по всем своим студийным альбомам, показали море огня
и сделали просто феерическое шоу! В таком пекле, с таким количеством децибелл и такой невероятной энергетикой (с приправой увеселительными напитками) мало, какой вирус в состоянии выжить! Можно смело утверждать, что те, кому в этот вечер медицинская маска показалась безопаснее, а дома - спокойнее, пропустили один из лучших концертов, которые видела Москва. Десятки тысяч поклонников ещё долго будут благодарны неустрашимым музыкантам за фантастические эмоции!
И ждать их в гости снова!
Автор статьи: Игорь Синёв
Фото: Татьяна Сонкина