"Я намного больше рок-н-ролл, чем большинство металистов!": интервью с Сашей Герстнером (Sascha Gerstner) из Helloween
18 июня легенды мирового пауэр- метала Helloween выпустили, пожалуй, самый долгожданный альбом 21 года. Подтверждением этому являются первые места в мировых чартах и ведущих музыкальных изданиях. Кроме того, "Helloween" - это больше, чем просто альбом, для тысяч фанатов это воплощение мечты в реальность, так как в группу вернулись оригинальные участники Михаель Киске и Кай Хансен. Месмика пообщались с гитаристом группы Сашей Герстнером (Sascha Gerstner) о новом альбоме, реюнионе и узнали, чем на самом деле является рок-н-ролл.
- Привет, Саша! Сразу же коротко о короне, как дела у тебя, твоих родных и близких? Как прошёл последний год?
Спасибо, всё хорошо. Нам безусловно в этом плане повезло, последний год мы были довольно заняты. И конечно же мы уже соскучились по концертам. Но главное, что все здоровы. Как у вас дела, всё в порядке?
- Да, спасибо, всё хорошо. На этой неделе я получил предложение вакцинироваться, но я наверное ещё немного подожду. А ты уже вакцинировался?
Ну я пока тоже не знаю, у меня были в течении последнего года кое-какие проблемы в области неврологии, но сейчас уже всё налаживается, а так как после каждой прививки телу нужно немного привыкнуть и это стресс для него, я тоже ещё немного подожду, пока полностью восстановлюсь. Но в любом случае мне придется привиться, даже только ради турне и концертов.
- Отлично, я рад, что у тебя всё налаживается. Давай перейдем к главной теме нашего разговора! Пятница 18-ое! Ожидание подходит к концу. Волнуешься?
Ну, честно говоря, волнение начинает потихоньку подбираться. Хотя мы конечно уже получили отличные отзывы от прессы, но все же очень интересно как воспримут фанаты новый альбом.
- Это идеальный переход к моему следующему вопросу! Вы чувствуете какого-либо рода давление перед выходом альбома? Ведь наверняка, если не все, то многие ожидали очередной "Keeper" альбом, но он таковым не получился.
Опять же, чем ближе к дате, тем больше и чувствуется это давление. Когда мы писали альбом, даже и близко не было никакого давления. Мы просто хотели записать хорошую пластинку, это было целью, как и всегда на каждом альбоме! Но да, в этот раз мы понимали, что ожидание немного выше, чем всегда, так как сейчас в группе Михаель и Кай. Я бы даже сказал, что давление было больше на менеджмент и продюсеров группы, всё-таки они очень ждали от нас отличного материала.
- Ну я думаю, в итоге они остались довольны результатом! Альбом получился действительно очень разнообразным, чувствуется, что в группе теперь много высококлассных композиторов и у вас наверняка было очень много материала. Как вы выбирали, что попадет на альбом, а что нет?
В этот раз было в принципе как всегда, мы встречаемся и показываем друг другу наши идеи и демо записи. Но это всегда очень интересный и волнующий процесс, потому что не знаешь. какие идеи принесли с собой остальные. Потом мы просто садимся вместе: группа, менеджмент, продюсеры и слушаем наши заготовки и по реакции присутствующих сразу всё видно. Есть песни, которые сразу всех цепляют, есть где все согласны, что нужно ещё поработать, но и конечно есть вещи которые сразу отсеиваются. В общем, уже сложилась тенденция отбора песен, и в этот раз было так же. Конечно, так как всё затянулось, та или иная песня получила кое-какие корректировки, ну или кое-что добавилось, как в случае "Skyfall" от Кая.
- Я где-то слышал Кай говорил, что от его идей пару раз отказались, так как это звучит через чуть по "хансеновски", и в итоге он написал один большой трек для альбома, где есть все его заготовки.
Хм, это было не совсем так. Насколько я помню, в апреле 19го мы первый раз все встретились и показывали друг другу материал и тогда у него ещё было не так много. Я помню, у него была какая-то идея, но она не прижилась и потом уже во время записи и продукции он полностью сконцетрировался на "Skyfall", поэтому я не помню, что там ещё что-то было и я не знаю ничего о том, что "Skyfall" собрана из разных песен. Хотя, если посмотреть в ней и так уже три песни (смеётся). Но в принципе мы так и работаем, что каждый может что-то добавить в чъю-то песню. Мы с Энди, например, так работаем всегда. И для меня не важно потом, указан ли я в соавторах или нет. Всё, что в итоге считается, это результат. Что касается "Skyfall", неважно, откуда у Кая появились идеи, в итоге я рад, что получился такой трек. Лучше один такой, чем пять, которые далеко не имеют такого класса, как "Skyfall".
- Полностью согласен с тобой, особенно полная версия песни это нечто. Теперь в группе 3 гитариста высшего класса, как вы распределили гитарные партии в студии?
На самом деле это было намного проще, чем кажется. Всем этим процессом управлял Чарли (Бауерфайнд, продюссер группы Ред.). Перед записью гитар он мне сказал, что ему настолько понравилось во время Pumpkin United турне то, как мы распределили роли для каждого и как всё натурально и естественно звучало, и именно эти ощущения он хотел иметь на альбоме. Идея Чарли была в том, что мы с ним записываем первые 5 песен, где я пробовал просто всё, что мне пришло в голову и потом отправил это Каю, чтобы он сыграл всё то же самое, только по-своему, ну а потом так же и Вайки. И в итоге, когда Чарли получил записи всех троих, он просто сам начал выбирать, какая часть и от кого будет на записи. И это была гениальная идея с его стороны. Потому что если бы мы сами решали, то было бы очень сложно разделить (смеётся). В итоге в финальном микшировании оказалось ещё много сюрпризов, например, когда я слушал "Angels" и тут вдруг появляется гитара Кая, которой не было до этого. Это очень круто, этот баланс. Кстати, с вокалистами было то же самое!
(Photo: Martin Häusler)
-С Каем ты уже знаком давно, а вот с Михаелем немного меньше. Расскажи, как это было, когда вы познакомились?
Да, кстати с Михаелем мы уже как-то встречались на одном фестивале, я проходил мимо и сказал ему "привет", но он даже не понял кто я такой (смеётся). Ну а потом уже, когда была наша первая встреча, когда все собрались, так получилось, что мы с Михой сидели рядом и сразу между нами почувствовалась связь. Такое же примерно у нас с Вайки и Дани, мы с ними постоянно в контакте даже после турне, и с Михаелем также. В общем, сразу чувствовалось, что мы друг друга понимаем. В тот вечер мы ещё почти час говори о Элвисе, он ведь огромный фэн "Короля". Очень интересный и глубокий человек. А с Каем мы были пару раз вместе в турне. Я даже помню, как-то давно, мы стояли выпившие в отеле в Токио и разговаривали на тему реюниона, и я сказал Каю, "знаешь что, чтобы сразу поставить все точки над и. Если этот реюнион когда нибудь должен произойти, то у меня с этим нет никаких проблем, я согласен даже просто что-нибудь сыграть на акустической гитаре!". Как я уже говорил, для меня главное в итоге общий результат. Кроме того, это огромное достижение, что в группе такие разные характеры, но всё работает великолепно! Я думаю это тоже связано с возрастом, все относятся друг к другу с большим уважением и никто не выпендривается. И так кстати было и до реюниона. Мы все работаем на одну общую цель и поэтому это работает. Тут нет места эгоизму, Helloween это энергия, удовольствие и хорошая музыка!
- Раз мы уже заговорили о хорошей музыке. Расскажи о твоих песнях "Best Time" и "Angels".
Я очень большой фанат и коллекционер синтезаторов 80-ых годов и музыку я пишу не на гитаре, а на синтезаторах и клавишах. Так было и с "Best Time", начальные рифы и мелодия были записаны на синте, но мне понравилась идея и я записал это потом со своим вокалом и гитарой. И результат звучал как Billy Idol в 80ых! Но при этом я услышал, что это звучит и как "Future World" и "I Want Out", также чувствовалось это дыхание 80-ых. У меня песня вызвала ощущения как будто ты едешь в кабриолете, с отличным настроением и всё вокруг супер. Потом, когда мы опять встретились и показывали друг другу наши демки, я представил её ребятам. Песня сразу заинтересовала Энди, но потом мы отправились опять в турне, и прошло пол года пока мы опять занялись новым материалом. После этого ко мне подошел опять Энди и предложил доработать трек! Мы доделали песню за два или три часа в моем номере отеля! Это было супер, мы ещё никогда так не работали! Обычно все приносят свои "наброски" в студию и там всё дорабатывается. Я считаю магия рождается, когда работаешь не один, а вместе. Ну а "Angels" я написал полностью для голоса Михи. Я хотел написать что-нибудь, навеяное классикой. Я вообще большой фанат классики, а тем более где присутствует меланхолия. Я должен сказать, что я очень люблю русскую классику, там особое чувство меланхолии и трагедии и я с удовольствием черпаю оттуда свои идеи. Именно этим и навеяна "Angels". И я сразу понял, что это идеальная песня для Михи, в ней огромное пространство для его голоса и он может выложиться на полную. Я послал ему своё демо и он был в восторге. Он быстро записал голос и когда мы услышали уже готовую версию, то все были в восторге. Я помню реакцию Чарли, он сказал, что это как раз то, что нам нужно на альбом! Да, она может не такая позитивная по атмосфере, но она имеет глубину и место для голоса Михи, и это как раз то, что нужно альбому, чтобы разнообразить его.
- Почему вы решили назвать альбом "Helloween"? Это ведь была твоя идея?
Да, на самом деле изначально были и другие названия, но мне всё казалось не подходящим. Потом стали уже известны детали обложки альбома, для которого я кстати тоже подбрасывал идеи, ну и само собой песни тоже набирали форму и в итоге начала проясняться общая картина. И тогда мне стало понятно, что всё это и есть Helloween, всё, что связано с историей группы есть в этом альбоме, это своего рода Best Of, только с неизвестными ещё никому песнями. Также это можно рассматривать как начало новой эры, мы видим это именно так. И сейчас, когда пластинка готова, мне кажется, что не нужно сравнивать, например, новые песни со старыми, потому как это симбиоз из 7 человек, это что-то новое.
- Ты абсолютно точно сравнил это с Best Of и я кстати то же самое написал в своей рецензии на альбом! На "Helloween" присутствуют все фазы группы.
Да, сто процентов, именно этого мы и хотели добиться. То же самое касается и записи альбома. Я вот, например, огромный фанат студийной аппаратуры 80-ых. Я вообще считаю, что 80-ые это пик всего, что касается музыки. А так как Helloween тоже группа из 80-ых, то мы хотели перенести эти ощущения на альбом. Чарли тоже загорелся этой идеей и сказал если мы это делаем, то делаем как надо и мы записали барабаны на плёнку. А так как основной фокус лежит на реюнионе, то Дани предложил использовать барабаны Инго, и это была гениальная идея, таким образом Инго тоже присутствует на альбоме. С гитарами было то же самое, Кай например достал свои усилки, которыми он пользовался ещё во времена "Walls Of Jericho"! Я тоже пользовался аппаратурой 80-ых. Вот именно так и рождается магия, такое звучание ты не получишь сегодня уже со всеми новыми технологиями. Сегодня всё должно делаться очень быстро, как на конвейере. К счастью, у нас не было этого давления и было достаточно времени делать всё с душой. Самое интересно то, что когда пишешь всё на плёнку, и если сделал что-то не так, то невозможно это просто исправить, надо писать всё заново! И именно так раньше писались альбомы и поэтому раньше не было всё идеально! И это классно, ведь человек не может быть идеальным. Другими словами, как раз это "не идеальное" делает всё идеальным!
- Во время вашего "Pumpkin United" турне вы не играли ни одной песни, ни с "Chamelion", ни с "Pink Bubbles Go Ape". Почему так получилось и как ты лично смотришь на эти альбомы?
Что касается сет-листов, это всегда очень сложно, особенно когда группа уже так долго существует. Мы всегда стараемся сделать идеальный микс из хитов разных периодов Helloween, это тоже не всегда просто, ведь надо найти идеальный баланс всего, чтобы концерт длился не чересчур долго и чтобы мы могли это всё нормально играть. Вообщем в этом плане мы всегда стараемся сделать всё идеально, но это не очень просто, с такой долгой историей как у этой группы. А насчет этих альбомов, я помню когда я присоединился к ребятам, Вайки прислал мне все альбомы группы и я был действительно очень удивлен, потому что я помнил музыку Helloween со времён школы и то, что я услышал меня удивило. Также это относится к первым альбомам с Энди, как группа сумела изменится после "Chamelion", этакий переломным момент. И кстати, многие не знают, что "Master Of The Rings" и "The Time Of The Oath" были даже местами успешнее чем "Киперы". Если продолжить тему этих альбомов, то рассматривая их в долгосрочной перспективе, они открыли группе новые горизонты и очень расширили кругозор. На этих альбомах есть баллады, которые не имеют ничего общего с пауэр-металом, но они классные! Я это понял в нашем последнем бразильском турне вместе с Whitesnake и Scorpions, всё было идеально и мы сто процентно подходим этим группам, я убедился, что мы одни из них. И я думаю, в этом немалая заслуга этих альбомов. Я бы даже сказал, что каждый альбом, вплоть до "The Dark Ride" расширял публику группы. Я очень надеюсь, что так будет и в будущем.
(Photo: Martin Häusler)
- Когда я готовился к этому интервью, я перечитал кучу пабликов, посвящённых группе. Кое-где я наткнулся на обсуждения тебя и твоего проекта Palast. Там есть комментарии, где люди пишут, что ты вовсе не металист и в Helloween ты только из-за денег. Что ты можешь сказать таким людям в ответ?
Да, я конечно могу понять людей, которые смотрят на это всё извне и то, что для них это не понятно, что я занимаюсь ещё другими делами. Справедливости ради я должен сказать, что это не всегда понятно даже многим моим друзьям. Но люди должны в первую очередь понять, что я художник, я не металист, я художник, который любит метал. Ведь многие даже не знают чем я ещё занимаюсь. Большинство даже не знает, что видя какие-нибудь плакаты моды, это могут быть мои фотографии! Ведь я ещё работаю фотографом. И так же люди из моды не знают, что я играю в Helloween! А что касается Palast, то я собрал группу как абсолютно "ноунэйм ньюкамер бэнд". Никто не знал, что я гитарист в Helloween. Мы сами паковали наши вещи в маленький автобус и ехали в турне, это для меня было очень важно, потому что я хотел получить новые ощущения и почувствовать, увидеть жизнь с других сторон. И я даже считаю, что это наоборот меня спускает на землю, а не иначе, как на меня наговаривают. Я делаю столько всего не ради денег. Если бы я хотел денег, то не покинул бы Freedom Call, ведь когда я от них ушёл, они как раз были на подъёме. Нет, тогда я вообще ушёл из метала и занялся продюсированием и т.д. А что касается Helloween, то могло случится и так, что я бы даже не получил это место. Ведь я даже не претендовал на него. Здесь нужно рассказать маленькую историю, как я попал в группу. Однажды мне позвонил Чарли и сказал, что одна большая группа ищет гитариста и я мог бы им подойти и что эта группа Helloween. Он сказал, что на днях мне позвонит Вайки и мы поговорим. Вайки мне позвонил уже через пол часа. Проблема была в том, что в тот день у меня была встреча с девушкой, которую я очень долго добивался и уже почти опаздывал. Я взял трубку и на другом конце услышал голос Вайки, без долгого вступления я ему сказал, скажи быстренько что тебе надо, а то у меня нет времени. Он конечно был в шоке, но потом, спустя время конечно, он мне сказал, что его это даже очень впечатлило. Так я попал в группу, это что касается денег. С тех пор у нас с Вайки особенная связь, на человеческом уровне, ну и само собой музыка, вот почему я в Helloween. Конечно, успех это прекрасно и я тоже должен зарабатывать себе на жизнь, это нормально. Но у меня столько интересов и всё что я делаю, делаю с большим энтузиазмом и энергией. Поэтому, я должен официально заявить - всем чем я занят, я намного больше рок-н-ролл, чем большинство металистов! Ведь большинство металистов смотрят только в одном направлении, а рок и метал всегда дух восстания и несогласия. И теперь посмотри на меня, всё что я делаю, делаю для себя и как я считаю нужным, а не так, как ждут от меня другие. Это и есть "быть против", это и есть рок-н-ролл, это и есть хэви-метал!
- Последний вопрос. Ты в группе уже почти 20 лет. Что бы ты назвал основным хайлайтом за это время, если не считать реюнион?
Хм, пожалуй я назвал бы хайлайтом моё присоединение к группе и первое турне. Хотя я это понял намного позже. Ведь после присоединения моя жизнь очень изменилась. Я был тогда ещё очень молод и вдруг мог увидеть весь мир. Ну и всё-таки должен сказать, что реюнион, это действительно очень незабываемый момент. И если выбрать какой-то один день, то я бы назвал наше последнее выступление на Rock Im Rio. В этот вечер всё было идеально, мы отлично отыграли, великолепная публика. Всё было на высоте, после этого концерта мы возвращались с таким огромным зарядом энергии, что даже хотели продолжить турне. Но тогда ещё никто не понимал, что наступят такие времена с пандемией. Это был безусловно хайлайт.
- Огромное тебе спасибо за уделённое время и за интервью. Всего хорошего тебе и ребятам, увидимся в туре!
Спасибо тебе, очень надеюсь, что скоро увидимся на концертах!
Интервью: Денис Кельн