Крупнейший панк-фестиваль PunkRupor прошёл 25 и 26 июня в Москве
25 и 26 июня в московском Glavclub прошёл большой фестиваль Punkrupor. За выходные на двух сценах успели выступить более двадцати групп. Причём, как признанные и давно имеющие прочную фанатскую базу хэдлайнеры, так и менее известные исполнители.
Зайти можно было практически без давки и очередей, несмотря на то, что зал довольно быстро заполнялся зрителями. Возможно, плюсом к отсутствию очередей сыграла и жаркая московская погода - в плюс тридцать почти никому не нужен был гардероб. На входе можно было купить мерч групп-участников или не пройти мимо яркой фотозоны.
Первый день открывали гости из Рязани - группа Sellout. Ну если и начинать панк-фестиваль, то так ярко и громко, как это сделали ребята. Зрители удивительно быстро втянулись в зал и даже особо разогревать никого не пришлось. Нет, не успели Sellout отыграть и пары песен и уже начался слэм, танцы, пение - то, без чего не представить ни один уважающий себя панк-концерт. В общем, Ксения Андриенко со своей командой задали настроение минимум на два дня вперёд. Да и вышедший весной трек “Панк рок! Да погромче!” идеально соответствовал принципу ближайших выходных. Ну а закончили музыканты, как они сами выразились, “красиво” песней “Русская боль”.
Хочется отметить, что организаторам удалось невозможное - почти до самого конца дня лэйнап соблюдался идеально, участники выходили минута в минуту.
Следующими на сцену поднялись “Бригадный Подряд” из Питера” - так вокалист Анатолий Скляренко обычно представляет группу. Музыкальной “тяжести” поубавилось, зато веселья стало будто сразу больше.
Группа продолжает экспериментировать с видеорядом, на фоне которого выступает. Зрители могут не только слушать песни и танцевать, но и соотносить их с визуальным контентом. Под трек “Так сбываются мечты” герой на экране эффектно преобразился из простого офисного сотрудника в отвязную рок-звезду. Как говорится, берите пример. Только не забывайте, что “Бригадный подряд” все-таки очень ироничная группа, хотя и темы поднимает серьезные. В один момент зрители подняли над собой молодого человека в инвалидной коляске. Не это ли показатель сплочённости и доброты панк-тусовки. Хотя выглядит она иногда и агрессивно.
Петербургский десант продолжился следующими участниками - едва ли не главным образцом настоящей панк-культуры в стране, группой “Последние танки в Париже”, они же ПТВП. Лёха Никонов, поэт, писатель и музыкант, лидер ПТВП, всегда ведет себя на сцене открыто и провокационно свободно. Пьет, ругается и не боится говорить то, что думает. Хотя как человек талантливый зачастую прячется за метафорами. Перед песней “Ключи” он обратился к зрителям: “Каждому из вас предоставляется шанс взять ключ от всех дверей, не упустите его. Такое бывает раз в жизни”. А песню “Смотри на Арлекина” посвятил памяти Эдуарда Старкова, Рэтда. Своего друга и лидера группы “Химера”, добавив, как много эта песня для него значит.
Примерно с пяти часов не пустовала и акустическая сцена. В первый день на ней сыграли “Пляж”, “Гогенатор”, бывший участник группы “Тараканы!” Александр Пронин и закрыли “Гудтаймс” с акустческим квартирником.
На некоторых артистах, например, на Александре Пронине, практически не было свободного места, столько зрителей пришло. Поддержать Александра пришёл и трубач Distemper Юрий Ратников, сыграв с ним несколько песен. Сам Пронин не только на гитаре играл, но и на губной гармошке. А пел вообще на любой вкус - и свои песни, и “Тараканов!”, и даже “Лесника” “Короля и Шута”.
На главной сцене в это время выступали “Смех”, а после них - “Йорш”. Дима Сокол, лидер “Йорш” , играет не только остросоциальное вроде “Сверхдержавы” или “Боже, царя хорони”, но и трогательные треки. Например, “Светлячки” от посвятил своей маме и мамам музыкантов, которые верили в них и подталкивали, не давая сдаться и продолжать играть. Ну а на “Лысый из Браззерс” на сцену вывели девчонок из зала. Грудь те не показали, зато станцевали весьма задорно. Закончили Йорш неожиданно новой песней “2007”. Сокол ради такого даже принёс арафатку - непременный атрибут модных молодых людей тех дней.
Первый раз слегка сбился лайнап на выступлении “Северного флота”, но команда извинилась за техническую задержку.
Ну а после появились хэдлайнеры первого дня: “Операция пластилин”. В них собралась вся концентрация любви, ярости, честности, поддержки - всего, что мы видели и слышали всю субботу. Будто бы музыканты собрали все эмоции и чувства, увеличили в сотни раз и раздали переполненному залу. Они даже воскресили давно не звучавшую на концертах “Танцевать”! Ну а зрители не только поддерживали слэмом и серклом, но и подарили несколько флэшмобов. Особенно ярко выглядела огромная, правда ненастоящая балалайка, которая потом ушла на сцену и Анатолий Царёв даже “поиграл” на ней некоторое время. К сожалению, время выступления было ограничено и Кате Цион-Княжевой, прекрасной вокалистке и скрипачке группы, не дали сыграть на бис одну из самых пронзительных песен группы: “Дом на дереве”.
На второй день главную сцену открыли группы “Суперкозлы”, которую сменили “Приключения Электроников”. Вот уж где действительно оказался самый добрый панк-рок на фестивале. Зрители не хуже, чем про политику пели детские песенки и песни из советских фильмов - то, что и играют “Приключения” в своей обработке. Были и “Бременские музыканты”, и “Позвони мне, позвони” Роберта Рождественского и Максима Дунаевского, и рок-караоке под “Всё пройдёт”. Спели они “Печаль” Виктора Цоя. Правда, отметили, что другие исполнители, да и сам Виктор, возможно, не до конца понимали смысл песни и на самом деле она о радости и о том, что если у человека есть место, куда возвращаться, то у него нет поводов для печали. Участники “Электроников” отметились и на акустической сцене, в проектах Pevitsa Poreva и Фиги.
Открывали акустическую сцену “После прочтения сжечь”. Музыканты поделились, что пишут новый альбом, сыграли несколько новых песен и даже устроили среди слушателей “небольшой акустический прыг”.
На главной сцене после “Приключений Электроников” появилась группа “Е2 знакомы”. Участники несколько раз подчеркнули, что большинство проблем у человека из головы, поэтому надо допускать больше светлых мыслей.
В похожем настроении сыграли следующие участники, “4 апреля”. Впрочем, как они сами сказали: в наше время не обо всем можно говорить, считаем, что музыкант должен говорить своими песнями. И исполнили трек “Выбора нет”:
Стрелять в каждого
На той стороне
Или не стрелять
Выбора нет
Стрелять
Кем-то направленной рукой
Или не стрелять
Выбор за тобой.
После на главной сцене сыграли “Пионерлагерь Пыльная радуга” и “Казускома”, а акустическую закрыл своим выступлением лидер “Кирпичей” Вася Васин.
Главной неприятной новостью воскресенья стала, конечно, отмена выступления хэдлайнеров Anacondaz. Организаторы сами сказали, что вынуждены были это сделать из-за звонков государственных органов и угрозы проверок клубу. И они боролись до последнего, но выбора им в итоге не оставили. Цензура в культуре забирается всё дальше и глубже, всё меньше музыкантов имеют возможность свободно выражать свою позицию.
Несмотря на все ограничения, участники воскресных сетов так или иначе выражали поддержку опальным Anacondaz. И даже Гудтаймс, которым пришлось их заменить, обычно максимально сдержанные в проявлении своей позиции, не прошли мимо этой чудовищно несправедливой ситуации.
Тем ценнее каждый такой фестиваль. Каждая песня, каждая группа, каждый танец и текст показывают, что никто не одинок в своем мнении и даже те, кто сейчас оказываются под давлением, не останутся одни, в вакууме. Люди вместе, рядом и все еще могут веселиться рядом с единомышленниками. Спасибо PunkRupor за такую возможность.