Денис Михайлов. Погружая в сказку своего внутреннего мира.
Денис Михайлов — лидер группы «Обе-рек» и вполне самостоятельный артист. Его песни всегда о важном, не запутывают слушателя, но заставляют погрузиться в свой собственный мир, открывая с других сторон то, что ты и не подозревал в себе. С этими песнями можно пережить острую радость, или погрузиться в меланхолию. Отчаянно танцевать или тихо подпевать на камерной акустике. Не зря Денис для электрических и акустических концертов использует схожую программу. Эта музыка прекрасна в любом варианте. Перед сольным акустическим выступлением в Москве мы поговорили с Денисом о последних событиях в группе, о прошлом и даже немного о теоретическом будущем.
-Денис, две недели назад прошёл концерт «Обе-рек». Спустя такое малое количество времени уже акустический сольник. Не рискованно давать концерты так близко по времени, и насколько разная публика на них приходит?
- Дело в том, что это всё-таки принципиально разный формат, акустический концерт - это одно, электрическое выступление - это другое. И вообще, надо отметить, что вся публика, которая приходит на наши концерты, делится на две категории: те, кто больше симпатизирует акустике и те, кто больше симпатизирует электричеству. Поэтому такое распределение стилистическое вполне оправданное. Есть пересечение, безусловно, я ожидаю присутствия людей, которые ходят на электрические концерты, но больше, конечно, будет слушателей, которые предпочитают более квартирную обстановку, интимность, интерактив с музыкантом.
- У «Обе-рек» недавно вышел альбом «Здесь», который заслужил большое количество положительных отзывов. Это связано с особым приливом вдохновения во время его создания, или это логично, что каждый следующий альбом априори лучше предыдущего?
– Нам, конечно, как авторам материала, всегда хочется, чтобы люди положительно воспринимали наше
творчество, но самим нам сложно определить, что нравится больше, старые песни или новые. Да и, на самом деле, времени маловато прошло, надо, чтобы хотя бы годик прошёл, тогда увидим, насколько этот альбом актуален и интересен нашим традиционным слушателям.
- По твоей внутренней оценке, есть ли впечатление, что каждый новый альбом лучше предыдущего?
- Мне кажется, альбом «Присутствие» наибольшей популярностью пользовался, это альбом 2010 года. Хотя отдельные песни, может быть, и с альбома «Зажигалка», и с «Якорного поля» выстреливают, но не в формате альбома, а в формате отдельных композиций. А в целом, наиболее популярный альбом, по всем статистикам, и по нашим внутренним ощущениям, это альбом «Присутствие».
- Денис, есть ли какие-то темы, которые ты, как автор песен, никогда не поднимешь? Какие-то переживания, в которые не стоит, по твоему мнению, пускать зрителя?
- Я полагаю, что творческая деятельность должна быть абсолютно открытой, абсолютно искренней. Художник всегда держится тем, что он непосредственно сам переживает, то, что представляется
важным в жизни для его выражения, поэтому я считаю, что надо быть полностью последовательным, честным, никаких запретных тем быть не должно. Другое дело, что существует момент ответственности, есть такие «злые» песни которые могут смущать автора тем, что отрицательно скажутся на духовной реальности слушателя. Но я всегда стараюсь в каждой песне рассматривать проблему бинарно, с точки
зрения вопроса. Всегда можно привести про- и контраргументы. Необходимо подавать материал динамически, он должен всегда вызывать вопросы и оставлять открытую повестку. Проблема должна быть обнажена и не должно быть конечных ответов.
- «Злые» песни — это скорее по тематике, или по более агрессивной манере исполнения?
- Есть разные состояния в человеческом духе, иногда это творческий и личностный подъём, а иногда это
упадок, опустошённость и просто экзистенциальная проблемность, поэтому в состоянии глубокой депрессии человек, услышав такую «злую» песню, может, наверное, повести себя как-то неправильно. И за это автор всегда чувствует определённую ответственность. Я всегда стараюсь даже в этих песнях оставлять какой-то лучик надежды.
- Денис, на твой взгляд, существует ли короткая дорога для обретения быстрой популярности? Писать на «острые» тематики, или упрощать тексты, чтобы это коснулось большего пласта людей. Насколько для тебя это приемлемо?
- Наверное, есть, просто лично я таких задач себе не ставлю. Наверное, можно провести какую-то рациональную аналитику, установить какие темы и музыкальные направления наиболее популярны сейчас, и двигаться в этом русле, не открывая Америки. Но мы так себя не ведём, как чувствуем, так и поём.
- Насколько ты активно участвуешь в немузыкальных творческих процессах — разработке сценариев клипов, в разработке обложек?
- Непосредственное участие принимаю: и в разработке сценариев наших видеороликов официальных, и обложек альбома. Другое дело, что я, всё-таки, доверяю профессионалам в этих вопросах, и если мы
работаем с режиссёром, то я предлагаю ему какую-то концепцию, или, возможно, один из элементов этой концепции, в совместном ключе мы можем с режиссёром это обсуждать. Иногда я полностью доверяю эту работу режиссёру, и если мне нравится его направление мысли, то тогда это принимается, и мы приступаем к работе. То же самое и с обложками. Как правило, я всегда дизайнеру предлагаю какой-то набор, ряд иллюстраций, идей, которые он изучает, а затем реализует с помощью своих творческих потенций. Я принимаю конечный результат и ввожу какие-то определённые корректировки. Так, чтобы полностью отдать на откуп приглашённым лицам оформление визуального ряда или обложек наших, картинок, этого, конечно, не происходит, но это всегда творческая совместная работа.
- Когда снимается клип, нет ли опасений, что зритель по-другому воспримет суть песни, ведь на смысл накладывается и режиссёрская точка зрения?
- Ну не чисто режиссёрская, а наша с режиссёром интерпретация визуального ряда. Поэтому нет, я не боюсь, у нас нет, на мой взгляд, каких-то принципиальных расхождений видеоряда и смысла композиции. Всё что мы показываем, мы за это отвечаем, и, по-моему, всё довольно последовательно и органично.
- Денис, как ты уже отмечал, акустика — это интерактив со зрителем. Есть ли какие-то вопросы, на которые ты принципиально не отвечаешь во время выступления, или какие вопросы вообще не
стоит задавать?
- Да нет, я стараюсь отвечать на все вопросы, если они не касаются интимных сторон моей жизни. У каждого человека должна быть какая-то тайна и личная жизнь, я предпочитаю не обсуждать это как-то глубоко и откровенно. Всё, что касается творческого процесса и моей бытовой реальности, пожалуйста, я готов это обсуждать. Биографические вещи, связанные с группой, тоже с удовольствием. Ну и есть какие-то бестактные вопросы, на которые я не отвечаю. Но, как правило, наша публика не грешит этим.
- А надоевшие вопросы совсем?
- Почему ваша группа называется «Обе-рек»? Расскажите о названии вашей группы. За 13 лет уже так много информации в интернете можно найти о названии нашей команды, что уже просто скучно отвечать на этот вопрос.
- Денис, у каждой группы есть песни - визитные карточки. Совпадают ли, по твоим ощущениям, ваши лучшие песни и песни, ставшие «визитками»?
- Слава богу, песни, которые являются «визитными карточками» и по всем рейтингам занимают ведущие позиции, они, в общем-то, и являются моими любимыми песнями. Тут у нас полное совпадение
с публикой. То, что им больше всего нравится, и мне оказывается ближе всего. Это песня «Ты», прежде всего, и композиция «Золотая рыбка», это самое очевидное.
- У вас выходил фильм о туре в поддержку альбома «Зажигалка», недавно вы его снова выкладывали в официальное сообщество с опросом «а нужно ли ещё». Съёмка такого видео - это инициатива поклонников или самих музыкантов?
- Это старое видео, оно вышло полтора года назад, просто мы периодически напоминаем некоторые вещи нашей публике, и появляются же новые люди, мы потихонечку привлекаем других людей к
нашему творчеству, они не всегда могут так оперативно найти какие-то интересные видеосюжеты и композиции, и поэтому мы на официальных ресурсах периодически вбрасываем заново эти, может быть, не очень новые какие-то вещи. К примеру, фильм о туре «Зажигалка» мы недавно просто выкинули в нашей группе ВК. Но пока мы не ведём работы в направлении новых съёмок, мне кажется, что, может быть, пока достаточно, через годик посмотрим. И, на самом деле, есть ещё такие технические моменты, как наличие необходимости человека, который будет за нами ездить везде и снимать, а не всегда получается кого-то вот так с собой на постоянку возить с камерой.
- Снимал не кто-то из вас?
-Снимал наш тур-менеджер Александр Кадянов, сейчас он не имеет такой возможности.
- Недавно ты участвовал в благотворительном концерте. Как часто приглашают на подобные проекты, и как ты считаешь, может ли артист участием в таких проектах изменить своего зрителя,
заставить его задуматься о том, насколько важно помогать другим?
- Ну, во-первых, у меня, да и у нас, наверное, нет никакой задачи кого-то принуждать, заставлять, тем более заставлять думать, процесс мышления это дело исключительно личностное и свободное. А в благотворительных акциях мы действительно периодически принимаем участие по просьбе наших коллег, организаторов таких акций, почему нет? Мне кажется, это совершенно нормально и естественно, когда люди помогают другим людям. Чем можем, тем и помогаем. Своим присутствием на этих мероприятиях,
своими песнями, это совершенно стандартная практика, хотя часто мы на таких мероприятиях конечно же, не участвуем, так как очень много своих, и мы стараемся выдерживать определённый баланс, то есть несколько раз в год мы можем себе позволить поучаствовать в благотворительных концертах. Если у нас нет рядом имиджевых мероприятий, мы стараемся не отказывать.
-Денис, буквально недавно у вас было взломано официальное сообщество Вконтакте, пострадал ли кто-то из участников, или музыкантов, когда какая-то коммерческая страничка заняла вашу группу, удалось ли восстановить весь контент?
- Ну физически никто не пострадал. Говорят, в последнее время такое частенько происходит, когда взламывают сообщества. Мы, слава богу, очень быстро сориентировались, связались с создателем нашей группы Вконтакте, и он быстро всех «левых» взломщиков из администрации удалил, мы вернули контроль над группой, и потихонечку возвращаем контент, который был удалён. Слава богу, там администрация Вконтакте нам помогла отмотать положение группы во времени и ничего из того, что в группе накопилось, не пропало. Очень жалко было бы потерять фотографии, потому что там более 70 фотоальбомов, которые мы пополняли в нашей группе на протяжении всей истории коллектива, есть совсем раритетные фотографии, которые люди снимали и присылали нам с презентаций наших первых альбомов, ещё первый состав.
- Когда это было?
- Это был 2007-2008 год, это потерять было бы очень жалко, но, слава богу, мы всё это вернули.
- Денис, если представить, что группа добилась грандиозного успеха: топовые ротации, стадионы, повлияло бы это на твоё творчество? Стало бы оно более популяризированным и коммерческим?
- Наше творчество и сейчас имеет коммерческую подоплёку. Мы берём деньги за свои концерты, продаём
аудио-контент, наши песни продаются официально, их необходимо приобретать, мы надеемся на сознательность наших слушателей. Коммерческая основа она везде необходима. Ну, тут дело в приоритетах. Мы не стремимся к тому, чтобы наш проект стал в первую голову коммерческим, для нас главное творчество, а насколько и в каких масштабах он приносит деньги, это другой вопрос, и он вторичен. Первично — творчество, вторично — зарабатывание денег, и это положение, я думаю, останется до конца нашего творческого пути.
- Тебе довольно долго довелось поработать преподавателем. Что для тебя было волнительнее
и приятнее — ставить первый зачёт или давать первый автограф?
- Не знаю, я, по-моему, не волновался ни в одном, ни в другом случае. Всё как-то довольно органично
происходило. Я вообще не особо из пугливых людей.
- Ну а приятнее? Были же положительные эмоции, когда впервые подошли взять автограф?
- Да я не помню уже, это было тысячу лет назад, я музыкой занимаюсь с 13 лет и я сейчас уже не вспомню, каковы были мои эмоции столько лет назад.
-Денис, спасибо за разговор, удачного концерта сегодня, чтобы он у тебя прошёл на «отлично», как всегда душевно, камерно и очень эмоционально.
Беседу вела Бенусова Ульяна