Смена звучания в альбоме Battles группы In Flames
С чего мы начинаем знакомство с новым альбомом группы? Обычно с обложки - с кавер-арта. В случае последнего альбома In Flames “Battles” можно выделить дальнейшее упрощение привычного всем поклонникам их творчества маскота, присутствующего в том или ином виде на всех обложках их релизов. Так называемый Jesterhead был придуман во время работы над их вторым студийным альбомом “The Jester Race”, и представляет собой демоническую голову ухмыляющегося шута, нарисованную нарочито стилизованно. На предыдущем альбоме группы, лого было подвергнуто кардинальной переработке, и стало представлять собой сочетание двух геометрических фигур - треугольника и ромба с заключённой в треугольник окружностью, нарисованной по линии симметрии. В случае с обложкой последнего альбома, окружность стала представлять собой квадрат. (отсылка к “Дарам Смерти” из Гарри Поттера?).
Открывает альбом композиция “Drained” (“Опустошённый”). Для большинства работ группы характерно использование спокойных композиций в качестве вступления, и эта не стала исключением. Нехарактерно использование чистого вокала, поскольку группа является основателем уникального стиля “Swedish Melodic Death Metal”, характеризующегося использованием экстремальных вокальных стилей - в данном случае, харш. Но, в целом, можно понять использование чистого вокала для того, чтобы подчеркнуть спокойствие мелодии достаточно простой для группы. Повторяющаяся в припеве фраза “ты вывернул своё сердце, и ощущаешь себя распятым” полностью соответствует названию, подчёркивая посыл данной композиции.
Второй трек уже представляет собой характерный для IF забойный ритм, отыгранный на двух гитарах, без вкраплений синтетических клавишных, с вокальной партией, исполненной в опять же непривычном для фанатов группы стиле: куплет - харшем, припев - чистый вокал. В целом, за счёт своей привычности фанатам группы трек цепляет. Неудивительно, что первым синглом с альбома вышел как раз The End.
И далее вновь спокойная композиция Like Sand, разгоняющаяся на припевах. Основной чертой является как раз использование чистого вокала в куплетах и припевы, спетые харшем пополам со скримом. Стоит отметить, что скрим никогда не был сильной стороной вокала Андерса, и этот трек не стал исключением.
Четвёртая песня с альбома The Truth продолжает линию The End, и здесь опять наблюдается множество электроники, упрощённые гитарные партии и обилие чистого вокала. Изюминкой данного трека является хоровое исполнение припева, как было сказано в одном из интервью, к записи были привлечены несколько девушек и парней лет двадцати пяти. Также лишь здесь возникают фирменные запилы на гитаре, исполняемые попеременно двумя гитаристами - видимо, также одна из причин, почему композиция вышла вторым синглом с альбома.
И… вновь спокойная композиция. In My Room навевает мизантропическое настроение, но, определённо, не станет хитом как минимум из-за странного речитатива Андерса. Хотя потенциал у мелодии есть, но чего-то не хватает, возможно, большей жёсткости звучания.
Before I Fall - ритмическая композиция чем-то похожа на предыдущее творчество группы с альбома Come Clarity. Во всяком случае, в ней наблюдается характерный для группы харш с вкраплениями скрима, положенный на ненагруженный гитарный звук, что отсылает слушателя к тому саунду, который ожидает услышать любой давний фанат группы.
Очередная композиция, вышедшая синглом с альбома, Through My Eyes. В песне герой рассказывает, что девушке стоило бы посмотреть на мир его глазами, чтобы понять его мотивы, и “почему мы такие разные”. Здесь уже появляется также и компьютерная обработка голоса, наряду с обильно приправленным электроникой гитарным саундом.
Заглавная композиция Battles не поражает воображение слушателя, но хотя бы радует слух характерными двойными гитарными соло, за что фанаты и ценят стиль метал-групп из Гётеборга.
Следующие три трека с альбома Here Until Forever, Underneath My Skin и Wallflower звучат единообразно, за что можно смело ругать продюсера данной пластинки, поскольку задача распределения треков по звучанию обычно выполняется по его указаниям.
А вот завершающая композиция альбома Save Me звучит настоящим откровением на фоне предыдущих 6 треков (а это более половины альбома). Цепляющий гитарный рифф не даёт переключить данный трек как проходной, несмотря на то, что вся песня спета чистым вокалом, за исключением пары бриджей. Как минимум, данная песня и мелодия настраивают как раз сохранить этот альбом в числе тех, которые можно послушать под настроение.
Что мы имеем в сухом остатке? Посмотрев повнимательнее на создателей данного альбома, становится ясно, в связи с чем звучание группы в очередной раз сменилось. Во-первых, продюсером данного релиза является некто Говард Бенсон, пожелавший принять участие в сочинении каждого(!) трека на диске. Во-вторых, сменился барабанщик, им стал некто Джо Рикард. В-третьих, альбом записывался не в родной музыкантам Швеции, а в Америке, где сведение производят иначе. Результатом данных пертурбаций явился уход басиста из группы, судя по его сообщениям в Facebook, где он фигурирует уже с основателем группы In Flames, ушедшим из неё в 2010 году.
Целевой аудиторией Battles являются не приверженцы шведского мелодэта, к сожалению. Звучание стало намного ближе к тому множеству новых американских групп, которые пользуются электроникой везде и всюду, обрабатывая от вокала и гитар до барабанов. Но здесь лишь в малом количестве треков этот семплированный саунд даёт притягивающий эффект, чаще лишая композицию души. Характерно, что в композициях, в авторах которых значатся лишь Бьорн (гитарист, в прошлом барабанщик), Андерс (вокалист) и, в редких случаях, Никлас (гитарист, давний друг группы, подменявший гитаристов с 1997 года), и проскальзывают те самые нотки, которые давно ещё стали визитной карточкой группы. Но, судя по всему, коммерческие рельсы убивают душу, которой делятся музыканты. Будем надеяться, это не тот случай, когда группе стоит прекратить свою деятельность, чтобы не разочаровывать фанатов ещё больше.
Создаётся впечатление, что группе пора заканчивать с экспериментами в поиске своего, нового уникального звучания и вспомнить о тех славных временах, когда они собирались вместе с другой потрясающей группой из Гётеборга - Dark Tranquillity в легендарном гараже у родителей, который гитарист той группы назвал просто Haven (убежище).
Автор рецензии: Александр Егоров