Мария Юсупова: На Окнах открой мы превзошли все Питерские команды, с которыми соревновались

Источник фото:
Дмитрий Рыбин

29 и 30 июля в Санкт-Петербурге прошёл ежегодный фестиваль Revolution Open Air. В первый день открывали его гости из Архангельска, финалисты партнёрского фестиваля «Окна открой», группа «23 планета». Музыканты уже приняли участие во многих фестивалях и конкурсах, прошли через десятки сольных концертов и записали альбом. Обо всём этом, а также о сложностях жизни музыкантов, о том, как соцсети заменили живые выступления, какой самый необычный подарок сделали вокалистке Марии Юсуповой, участники группы рассказали нашему порталу.

Ребята, представьтесь, пожалуйста.

- Мария Юсупова, вокал, скрипка, клавиши.

- Павел Венчиков — водитель, барабанщик.

- Сергей Власов — просто Сергей Власов. Басист.

- Как вы попали на Revolution? Участвовали в отборочном туре в Архангельске?

М.Ю.- Нет, просто так удалось договориться, у нас завтра ещё выступление, и чтобы не кататься специально только на завтрашний фестиваль, мы договорились выступить ещё и здесь сегодня.

- А завтра вы в Пушкине?

М.Ю. - Да, в Пушкине. В июне мы приезжали в Санкт-Петербург, выступали на финале отборочных туров фестиваля «Окнах открой», по итогу которого нас пригласили на фестиваль «День Русской Славы», в Пушкине. Потом был отборочный тур на Калининградский рок-фестиваль, на котором нас обошли, по баллам, другие коллективы, но приметили некоторые члены жюри, такие, как Олег Грабко и Алексей Мурашов, которые посодействовали нам в выступлении на сегодняшнем фестивале.

- Вы участвуете во многих конкурсных фестивалях, как понять, что группа достигла уровня, когда можно соревноваться с другими группами?

М.Ю. – Мы не хотим соревноваться, мы хотим, чтобы о нас узнали за пределами родного города Архангельска. «23 ПЛАНЕТА» - коллектив, состоящий из достойных супер-музыкантов, которым, и по-отдельности, и вместе, уже нечего доказывать. А каждый конкурс и фестиваль, это новые поклонники, новые подписчики в сети, новые лица на наших предстоящих концертах.

- Давно вы занимаетесь музыкой?

М.Ю. - Я с пяти лет. Закончила музыкальное училище, по классу скрипки. Наш басист Сергей - самоучка, но гениальный самоучка! И на сцене выглядит, как надо. Паша тоже учился играть на барабанах сам и у него это получается отлично! Мы все знаем друг друга очень давно, с Серёжей, например, мы знакомы с 1998-1999 года, мы играли вместе в рок коллективах ещё тогда.

- А как свой решили собрать?

М.Ю. - Рано или поздно это должно было случиться. Просто наступил такой момент, когда меня перестали устраивать вокалисты в тех коллективах, в которых я играла на скрипке и я решила начать петь сама. Насочиняла песен, и сложился коллектив. Всё очень просто.

- А песни сама сочиняешь?

М.Ю. - Конечно, и музыку, и тексты, всё сама.

- Сложно сейчас развиваться молодым группам в регионах? Какие основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться?

М.Ю.- Основная проблема - деньги. Допустим, на путешествие в Петербург я потратила 20000 рублей, на бензин и хостел. И так каждую поездку, надо искать деньги, просить помощи у людей, способных помочь материально. У нас есть «волшебная коробочка» в которую мы, иногда, во время выступлений, просим положить «кто сколько может». В основном это происходит перед поездками. Так мы собирали и на запись альбома.

П.В.- Инструменты тоже не из воздуха появились, их надо было приобретать, а это тоже деньги.

М.Ю. - Мы готовы выступать где угодно, главное, чтоб хотя бы проезд оплачивали, если это в другом городе. В Архангельске, конечно, можно и бесплатно, что мы и делаем с завидной регулярностью. Часто выступаем на благотворительных концертах. После 2010 года стало сложно договариваться о фиксированной оплате за выступления.

- Именно последние 5-7 лет?

М.Ю. - На концерты никто не ходит. С появлением социальных сетей стало очень сложно вытащить людей из дома. Сейчас все смотрят концерты в YouTube. И вот эти онлайн-трансляции, которые можно запустить через ВКонтакт и Facebook, тоже заменяют живые концерты.

- Но ведь живой драйв всё равно не заменишь?

М.Ю. - Сложно затащить людей на концерт в первый раз. Они не понимают, какие эмоции можно испытать на живом выступлении. А много людей в Архангельске вообще не знают о том, что в городе происходят какие-то концерты местных коллективов. Вот я девочек со своей работы один раз вытащила, и они теперь ходят на все концерты, они главные наши фанаты!

П.В. - Главное начать. Люди не понимают, что это не дискотека, не магнитофон, ни какие-то файлы, которые включены просто через компьютер. Это совсем другое. Живой звук — это живой звук.

- Да и живая энергетика не передаётся через файл.

П.В. - Если у кого-то есть такая возможность, пусть хотя бы попробуют, хотя бы раз сходят.

М.Ю. - Сто, двести рублей за билет на концерт - это вообще не деньги, чтобы почувствовать то, что чувствуют наши зрители.

- А вы играете сольники? В Архангельске?

М.Ю. - Конечно, у нас уже было не десять и даже, может быть, не двадцать сольных концертов в Архангельске, до Северодвинска накатались, будь здоров, в Питере даже были. В Сегежу недавно ездили, но это был не сольный концерт, а фестиваль «Рыбка», неделю назад буквально оттуда.

- И как количество народа? Растёт от концерта к концерту?

М.Ю. - В Архангельске да.

П.В. - Ну так, один прибавился, два, три.

М.Ю. - Ну это такая работа. Я устала уже от работы именно зазывать людей на концерты, я просто хочу играть музыку. Музыканты же все такие, они хотят просто выйти на сцену и играть музыку, а не заниматься промоушеном. Сложно найти человека, который бы продвигал как-то группу, никто не хочет этим заниматься.

- Кто-то из друзей группы, наверное, должен этим заниматься?

М.Ю. - Это никому не надо сейчас, тем более бесплатно, а платить кто будет?

П.В. - Просто не из чего.

М.Ю. - Мы депрессивные какие-то, нажаловались на всё.

- Да всё нормально, я же и спрашивала о проблемах. А вы помните свои первые выступления в Архангельске и Петербурге, в чём разница для вас была?

М.Ю. - В количестве людей. В Архангельске было больше людей. Мы выступали первый раз «23 ПЛАНЕТОЙ» в день моего рождения и пришли почти все мои друзья и родственники, и было очень душевно и весело. А в Петербурге было три с половиной человека, но может больше, конечно, я так утрирую и тоже только друзья.

- А где вы играли?

М.Ю. - В «Байконуре».

П.В. - Место не особо удачное почему-то оказалось, или день был не самый удачный, суббота.

М.Ю. - Было очень тепло, все уехали отдыхать, наверное. Это был июнь, этого года.

- А было ощущение успеха от того, что выступаете уже не в Архангельске, а в Петербурге?

М.Ю. - Нет. У меня, допустим, нет. Для меня сцена — это всегда сцена, не важно, в каком городе.

П.В. - Нас очень хорошо принимали на Лиговке, на отборочном туре «Окон». Там была большая поддержка.

М.Ю. - Да, мы принимали участие в отборочном туре фестиваля «Окна открой», в марте. Я тогда хорошо поработала, несколько недель писала в соц. сетях всем своим друзьям и знакомым, чтобы пришли. Я семь лет прожила в Петербурге и за это время познакомилась с большим количеством прекрасных людей! И многие откликнулись на мой призыв, и очень тепло нас принимали, кричали, хлопали, и мы поэтому и победили. И по количеству людей, голосовавших за нас тогда, мы превзошли все Питерские команды, с которыми соревновались, при том, что мы были единственной иногородней группой!

- Вы втройне молодцы, что смогли обойти питерские группы, которые собирают здесь свои армии друзей, знакомых.

М.Ю. - Это стоило мне больших усилий.

- У вас в прошлом году альбом вышел. Первый?

М.Ю. - Да, первый, единственный пока.

- Был ли особый трепет от написания первого альбома, и готовите ли вы сейчас второй?

М.Ю. - Это первый альбом для нашей группы, но не первый альбом в нашей жизни. Трепет у меня, наверное, был в большей степени, потому что это моё детище. Это мои песни, они записаны, и это было очень интересно — слушать со стороны те песни, которые я написала.

- А второй готовите к выходу?

М.Ю. - Готовим, записан уже первый сингл, сейчас на стадии мастеринга, песня сегодня звучала, «Совсем другая» называется, вторая была в сет-листе. Она уже вот-вот появится в сети, как горячий пирожок.

- А сколько в вашей музыке личного? Помогает музыка выплёскивать тяжёлые личные переживания?

М.Ю. - В моих песнях всё личное, всё про меня. Каждая песня – пережитые разочарования, чувства. Через некоторые песни я пытаюсь донести до людей вечные истины. И, конечно, когда я заканчиваю очередную песню, в тексте которой бушуют эмоции, мне становится легче. Я рада, что у меня есть такой способ избавиться от накопившихся мыслей. Это эмоциональная разгрузка.

- А чем вообще занимаетесь помимо музыки?

М.Ю. – Мы все работаем на обычных работах. У меня, например, работа с 9 до 17, 44 дня отпуска и стабильная зарплата, которая меня устраивает.

- А есть мечта когда-нибудь бросить всё и заниматься только музыкой?

М.Ю. - Конечно. У каждого музыканта, наверное, такая мечта. Все бы хотели просыпаться в 11 утра, сочинять новую песню, выпивать кофе, приходить на репетицию, и чтобы никто мозг не клевал.

- Вы сами говорите, что у вас пока не очень много поклонников, а есть какой-то один, запомнившийся поступком особенным, например?

М.Ю. - Мне на мой день рождения, 23 мая, в этом году, один наш поклонник, Константин Сидоров, подарил огромный букет розовых роз. Это я запомню надолго. Костя из тех людей, которые постоянно поддерживают нас в сети, делает репосты, распространяет нашу музыку через свои группы в VK.

П.В. - Надо бы привлечь его как раз к продвижению.

- Спасибо вам за выступление, удачи завтра в Пушкине.

Интервью брала Ульяна Бенусова.