Фестиваль концептуального андеграунда прошёл в Санкт-Петербурге накануне 23 февраля

Источник фото:
https://m.vk.com/aigelmusic

22 февраля, когда вся страна радовалась не то чтобы основанию красной армии, а предстоящим длинным выходным, в Санкт-Петербурге, в клубе Opera Concert Club, собрались шесть групп с женским вокалом, предложив своё виденье празднования этого дня.

Организаторы обещали, что никакого символизма «конечно же» в этом нет, но ирония в тексте явно слышна, а публика, собравшаяся на модный концептуальный андеграунд, к простоте высказываний не приучена. В подобном искусстве всегда есть двойное дно, а иногда тройное и дальше.

Вообще, состав участников интересен именно как тенденция развития музыки в современном контексте. Практически всё построено на электронном звуке, при этом много социального смысла, не скрывающегося под какими-то намёками. Всё довольно прямолинейно по словам и при этом подразумевает работу мысли для полноценного восприятия идеи в общем.

Особенно ярко выражалось желание воздействовать на разные каналы у проекта «Тема креста». О себе в соцсетях они пишут, что это «Самая нищебродская и сексистская группа новейшего абстракт хип-хопа. Калька на весь бомонд авангардного хип-хопа с примесью женской страдальческой эстетики». Две девушки, Саня и Аня, скорее даже не калька на авангардных художников, а последователи современного способа самовыражения. Исполнение выражалось не только в словах, даже не они были главным элементом действия. На экране показывали кадры из «Бандитского Петербурга» и экстремистские ролики с Youtube. Затем там же показали саму солистку только в закрытом деревянном ящике, откуда она рассуждала о свободе. Логично, где ещё быть свободе если не в гробу?

Выступления фестиваля проходили на двух сценах. На большой – в основном зале и на малой, около бара на входе. На малой играли Mercurium, Тема креста, Монеточка. На большой – Bananafish, Бабба, Юлия Накарякова, и хэдлайнеры – Аигел.

Bananafish, открывшие в 19.30 основную сцену, это, наверное, самый легко воспринимаемый коллектив из тех, что выступали в тот вечер. Чистый женский вокал, яркие эмоции, песни в основном на английском, и, что неожиданно, среди русскоязычных мелькнул кавер на Наталью Ветлицкую. Впрочем, её хит из девяностых «Посмотри в глаза» кто только не перепевал – от «Басты» до «Моя Мишель».

Бабба – электронный дуэт Ольги Чубаровой и Аллы Четаевой. Их песни основаны во многом на личном опыте, оттого похожи зачастую на романы, и не всегда со счастливым концом.

На второй сцене наибольший интерес привлекала Лиза Монеточка. Иначе как интернет-феноменом её не называют. Она поёт о выпускных и мемах, об отношениях и мужчинах. При этом, поднимая темы, которые находят такой отклик у школьников и студентов, Лиза говорит о более серьёзных вещах. Политики, украинский вопрос, президент – певица с тонким детским голоском высказывается настолько смело и прямо, что её поклонники учатся главному – не бояться. Пусть судят за репосты её песен, но это не заставляет лицемерить ни саму Монеточку, ни, хочется верить, тех, к кому она обращается.

Основными участниками, выступившими на главной сцене, стала группа Аигел. Сейчас проект Ильи Барамия и Айгель Гайсине стал выбиваться в топ по популярности среди интеллектуальной андгераундной молодёжи. Если прежде там довольно прочно держался Кирилл Иванов и его группа «Самое большое простое число», то теперь Аигел претендует на его место.

На фестивале можно было приобрести мерч участников. Из неприятных открытий оказалась температура в большом зале. Всё-таки если мероприятие рассчитано на посещение хотя бы десяти человек, то стоит озаботиться, как им не чувствовать себя в помещении примерно также как на улице. Да и музыкантов вряд ли сильно радовал такой холод.

Интересно, что практически все выступающие – проекты не старше двух-трёх лет. По составу участников видно, что живые инструменты уходят, в приоритете становится электронное звучание и концептуальность подачи материала.

Автор статьи Ульяна Бенусова