Александр Райков из Antreib про первый сольник, Exploited, ЗОЖ и андеграунд

- Сегодня у вас первый сольник. Насколько это важное событие

- Ну это прям самый первый концерт, где от начала и до конца играем только мы. До этого еще в Питере был такой концерт, но там на разогреве еще была одна группа.

- Как долго шли к этому событию?

- Группе на данный момент девять лет, получается, что долго (смеется).

- Вы недавно выступали на разогреве Exploited, расскажи, как это было и как вы туда попали.

- Ну я могу все карты раскрыть, никаких секретов тут нет. В свое время еще в 2009-ом году мы имели честь сыграть с ними, правда в Рязани. У нас есть сейчас выпускающий лейбл, “Союз”, и мы их просто попросили поговорить с организаторами о возможности того, чтобы мы там сыграли. Отправили песни организаторам, Фили Рекордс, им понравилось. Потом сам Уотти (прим.: вокалист Exploited) наше видео посмотрел, послушал песни и утвердил нас в качестве разогревающей команды.

- А были какие-то ещё группы, из чего Exploited выбирали?

- Насколько мне известно, ещё был вариант с группой IFK. Но почему так получилось, что выбрали нас, а не их - я не знаю.

- Как Exploited вживую и в общении?

- Они очень приятные и простые ребята. Мы им подарили футболку, Уотти ее сразу надел. Еще он мне подписал мою коллекцию их винилов. Ещё такой жест был с их стороны добрый - они разрешили играть нам полностью на своем аппарате. То есть обычно, когда разогревающая группа играет с какой-то большой иностранной командой, то у них все разное - ударная установка, кабинет и так далее. А здесь они сказали: “Играйте на нашем”, было очень приятно. Так что это показатель того, что каких-то звездных замашек или чего-то такого у них нет.

- Недавно вы записали англоязычную версию “Головы с плеч”. Кто этим занимался?

- Переводил не я, переводил наш гитарист Лёва. Он преподает в институте, в частности английский, поэтому для него это было не очень сложно. Плюс он ещё постарался все так, чтобы не исказить суть песен, что и получилось - практически слово в слово, но с английскими рифмами.

- Насколько это трудоемкий и затратный процесс?

- Ну весь инструментал у нас уже был записан, то есть оставалось перевести альбом, что было сделано бесплатно, и перезаписать англоязычный вокал. Одна десятая бюджета записи оригинала примерно. Может быть одна седьмая.

- Какую цель преследовали всем этим?

- Очень нам нравится, что наша аудитория в России растет, но музыка в целом и панк-рок тем более достаточно космополитичное явление для которого нет каких-то там границ. И нам хочется, чтобы наша музыка и наша мысль доходила еще и до людей, которые не знаю русский.

- Пример Siberian Meat Grinder заразителен?

- Пример в том плане, что они турят по всему миру? Это конечно очень здорово. Во-первых, это классно с той точки зрения что о России узнают не только с в стиле “Водка, Путин, медведи”, но и что у нас есть хардкор, есть кроссовер-трэш и так далее, есть своя музыка, есть люди, которые эту сцену понимают и рубятся. И мне за парней и нашу сцену в этом плане отрадно и приятно, и мы бы с удовольствием такой опыт переняли если получится.

- Как вообще к ним относитесь?

- Отличная команда. Дружим, играем периодически вместе.

- Ваш альбом в 2016-ом году занял восьмое место в топе на Interesting Punk. Как относитесь к этому ресурсу и этому достижению?

- А в этом году новый уже седьмое (смеется). Очень мне нравится этот проект, мы общаемся с ребятами, которые им занимаются, дружим. Периодически какие-то инициативы они предлагают, мы взаимодействуем. Из последнего мы делали гид по песням нового альбома. Также я предлагал ребятам сделать гид по песням англоязычного альбома, потому что по русской версии ничего не было, а тут вроде как новый релиз. Но пока в связи с подготовкой концерта времени не было этим заняться, но мы обязательно продолжим с ними сотрудничать, интересный ресурс.

- После “Головы с плеч” был какой-то перерыв на подумать или вы сразу за “Исход” засели?

- Дело в том, что у нас было очень много материала. По текстам у нас практически во время записи “Головы с плеч” набралось на новый альбом. И задумок по музыке тоже было достаточно. Поэтому записали “Головы”, сделали тур, передохнули и начали готовиться к записи нового альбома, установили дедлайн себе и писали под него, чтобы были сжатые сроки. Мы так решили себя дисциплинировать, чтобы успеть выпустить его в 2017-ом году.

- Англоязычная версия “Исхода” будет?

- Пока об этом не задумывались. То есть сейчас надо разобраться еще с перезаписанным “Головы с плеч”, будем надеяться, что удастся ее как-то продвинуть в Европе и других странах. Дело в том, что если с русскоязычным релизом все понятно - это ВКонтакте, посты-репосты, пишешь всем пабликам и друзьям и достаточно быстро это все расходится, то с англоязычной версией все сложнее. Я, например, захожу на Facebook и не могу там ничего понять (смеется). Но сейчас стараемся, вникаем и будем там английскую версию альбома продвигать. На Bandcamp можно скачать песни наши ещё.

- А кто этим всем занимается?

- Каждый участник группы принимает в этом какое-то участие, у нас разделены между собой ресурсы куда мы все это отправляем. А площадками - iTunes, GooglePlay и так далее занимается лэйбл. 

- Приносит что-то продаваемая в цифре музыка?

- Можно на это сходить в Макдоналдс покушать, например. Раз в год (смеется).

- Ваш звук местами напоминает Slayer. Это случайность?

- Наш гитарист Лёва он прям фанат Slayer. Я слушаю постольку-поскольку, но вот Лёва он сильно их любит. А подавляющую часть нового материала на новый альбом именно по музыке написал, как раз Лёва. Поэтому может быть Slayer слышится из-за этого.

- А есть у вас идеал звука, к которому вы стремитесь? Звучать также круто как кто-то.

- Мне из российских команд очень всегда нравились по звуку группа Turbo Lax. Мне кажется, что это прям жир, мощь. А по зарубежным даже не знаю, там много кто круто звучит. Поэтому даже выбрать для себя какой-то идеал там не могу.

- А какие три группы в России сейчас считаешь лучшими?

- Ох... вот это очень сложный вопрос. Очень много команд. Ну, например, Mutagen. Но правда, хороших групп безумно много и уместить в три нереально.

- А если брать релизы за прошлый год? Что по-настоящему крутое можешь назвать?

- Ну тут ладно, сейчас я буду называть. Мне понравилась группа Scrap Monsters, очень клевая, если не ошибаюсь это парни из Ижевска. Релиз у Call2Arms понравился. Ex-Dog крутой альбом выпустили (прим.: релиз в 2016-ом), Time2Begin крутые.

- А из условного мэйнстрима? Те же Порнофильмы или Тараканы.

- Лично для меня у Порнофильмов лучший альбом — это “Молодость и панк-рок”. А новый альбом очень минорный, много грусти мне он не зашел. Тараканам респект за то, что они вообще это сделали, как эксперимент такой, у нас этого никто не делал (прим.: имеется в виду проект “Дом-666”). И респект лично Сиду за то, что он продолжает поиски, новые какие-то интересные вещи делает. Но сам альбом мне тоже не зашел.

- По совместкам есть планы?

- У нас было несколько идей на “Исходе” записать ряд песен с Тараканами, с ПТВП с Пургеном. Но по ряду причин это отложилось пока на неопределенный срок. Из интересного - нам недавно написала одна хардкор-группа из Калифорнии, Skullcrack, и предложила выпустить сплит. И если все срастется мы это сделаем. Сейчас они пишут свой лонгплей и после того как закончат мы с ними уже будем обсуждать конкретные даты.

- Какая главная цель на 2018-ый год у Antreib?

- Отыграть тур, попробовать съездить за пределы России, может быть ближе к осени, и, если все получится хорошо начать запись нового релиза. И если все будет совсем круто, то полностью его записать.

- Материал есть?

- Есть, по текстам уже все имеется, по музыке частично - там все сложнее и надо смотреть ещё.

- Если отвлечься и говорить о грустном - какая главная проблема в России сейчас?

- Главная проблема в России сейчас - уверенность в собственной правоте, гордость, нежелание искать что-то новое для себя. Отсутствие стремления к самоанализу и объективной и здоровой самокритике. Из-за этого все вытекающие проблемы. То есть люди в течение 30 лет могут ходить на одну и ту же группу из русского рока, ничего для себя нового не открывать и считать, что они поступают правильно и так и должно быть. Но на мой взгляд это не совсем правильно, расширять кругозор надо, нужно стремиться к саморазвитию и тогда ты сам будешь развиваться и люди вокруг тебя будут развиваться тоже.

- Серебряков недавно говорил про хамство, как национальную идею.

- Я не могу сказать про национальную идею. Мне даже сложно понять, что это такое. Мне кажется это должно быть нечто, задекларированное каким-то образом. Я скажу одно, а кто-то другое. У нас нет национальной идеи в принципе сейчас, на мой взгляд. Есть просто черты, которые присущи народу. Хамство да, достаточно много встречается. Но причина этого тоже в том, что человек хамит, когда он считает, что он прав, а все вокруг нет. Он гордится собой, тем какой он классный и отсюда все вытекает - хамство, узколобость и так далее. Мне кажется это проблемы одного характера.

- ЗОЖ или легалайз?

- Я могу сказать за себя. Я никогда не буду заниматься откровенной пропагандой, мол, кто курит травку, те плохие. Нравится - кури, если это другим не мешает. Нравится пить водку - пей водку, только рожи бить не ходи, потому что выходишь за рамки своего увлечения. А ЗОЖ - клево, качайся на турнике, но опять же не надо ни к кому подходить, кто с пивом сидит и переубеждать. Я считаю, что надо заниматься тем, что нравится, и чтобы это другим не мешало.

- А в группе как с ЗОЖ?

- По большей части все-таки ЗОЖ. Раньше мы в какой-то степени относили себя к стрэйт-эджерам, сейчас никаких ярлыков не вешаем. Просто тихо и спокойно занимаемся тем, что нам нравится - кто-то может выпить, кто-то не пьет. Но большая часть группы не пьет.

- Есть советы для начинающих групп?

- Совет для начинающих групп - перестать заниматься музыкой (смеется), найти работу хорошую себе и постараться забыть об этом, как о страшном сне. Потому что это сжирает огромное количество времени, это порождает огромное количество проблем, отнимает большую часть личной жизни, времени и сил. Единственный кайф для музыканта — это прийти и увидеть на своем концерте людей, достаточно большое количество. Но чтобы собрать хотя бы человек 100, надо потратить годы. За редким исключением. Нужно писать песни, альбомы, работать много над этим. А сейчас это еще сложнее - настолько большая конкуренция, рынок перегружен и помимо того, что нужно уметь играть и писать классный материал, надо шарить еще в маркетинге, в SMM, во все вникать. Такого что парни играли где-то в гараже, а мимо проходил какой-то там продюсер и их услышал - это все хрень и такого не бывает. Можно только про Guns&Roses на википедии читать подобное, в жизни такого нет и не будет. Это серьезный труд.

- Сколько концертов надо давать в месяц и сколько собирать в среднем с концерта, чтобы группа этим могла жить.

- Я не знаю. У нас вообще не идет речь ни на грамм, чтобы жить музыкой. Вся наша музыка — это финансовый минус. Если играть концерт каждый месяц, меньше народа будет ходить. Если играть раз в полгода - будет больше народа ходить, но реже играть получится. У нас сегодня вход стоит, например, 200 рублей. Допустим придется сегодня сто человек, мы заработаем 20000 рублей. Отдадим за аренду, рекламу и у нас не останется денег. Так что все, кто в интернете пишет, мол, вы там продались, эти люди, которые такое пишут тотально не врубаются в тему. Они от всего это далеки также как от нас далека Камчатка (смеется). Это у меня не вызывает уже даже баттхёрта, настолько это все тупо. Есть группы большие, которые зарабатывают этим себе на жизнь, но и им я уверен приходится несладко. Потому что сегодня они собрали 1000 человек, а в другой раз не собрали.

- На западе по-другому?

- На западе тоже все зависит от уровня группы. Тот мэйнстрим, который мы имеем здесь, на западе вообще может быть андеграунд. На западе ещё есть фишка - там дорогой мерч. Западные группы много зарабатывают на его продаже. Накрутка на него может до 500% доходить, но люди на концерте это покупают, это говорят группы, которые там турят. Но у нас и люди меньше получают и культура эта не так сильно развита, как там. Есть ведь еще какая фишка - скачал ты альбом бесплатно, тебе понравилось - ты пошел и купил диск. На западе это в порядке вещей. А в России для многих — это западло, отдать лишние 200 рублей, мол, “коммерсы вонючие, че я им буду деньги башлять”. Такие вот размышления (смеется).

- Какой план после тура, который у вас в апреле закончится?

- Отдыхать. Если повезет сыграть пару летних фестивалей. С ними у нас тоже сложно, ты же понимаешь, особенно для нашего формата. Русский рок - ок, но это не для нас. В нашем случае это DIY фесты, которых мало, а проводимых легально без риска отмены почти нет

- А что надо сделать чтобы попасть на зарубежный фест?

- Мне кажется, продать душу дьяволу (смеется). Ну а кроме шуток, я не знаю. Дело в том, что мы пару-тройку раз отправляли заявки. В частности, на чешский недавно отправляли, правда когда там выложили уже полный лайнап. А так чтобы попасть на такой фестиваль надо понимать, что твоя группа востребована там. Они же не станут выставлять ноунеймов, ведь у них тоже задача сделать интересное мероприятие, поэтому ставить будут группы, которые более-менее на слуху. И уже в последнюю очередь могут поставить какую-то неизвестную. У SMG ведь как было - они начали с того, что выложили клип на YouTube и он офигительно зашел. И уже после этого их стали приглашать.

- Что скажешь людям, которые ходят на ваши концерты и концерты других небольших пока групп?

- Хочу сказать, во-первых, огромное спасибо за то, что такие люди есть. Особенно когда такие люди приходят и рубятся, особенно когда поддерживают рублем и покупают диски и мерч, мы стараемся делать демократичные цены. Я желаю им всем здоровья и побольше хорошего настроения, чтобы хватало сил, времени и денег ходить на мероприятия и поддерживать локальную андеграунд сцену.

Беседовал: Станислав Кулагин