Mortiis выступили в клубе The Place при поддержке Skarpseian 9 ноября

Источник фото:
Николай Бируля // МЕСМИКА

«Одну песню сыграем – и домой!» – басист Мёрдрфэйс, мультсериал ”Metalapocalypse”, ”Deathtroll” (1-й сезон, 4-я серия).

Приезд в Россию Ховарда Элефсена, бывшего музыканта группы ”Emperor” – лидера и основателя проекта ”Mortiis” – очень знаковое событие, особенно если учесть, что легендарный тролль скандинавских гор и лесов решил исполнять один из своих культовых альбомов: ”Ånden Som Gjorde Opprør” («Дух, что стал мятежным»). Это третий альбом Ховарда, и он относится к так называемой 1-й эпохе – стилю ”Dungeon Synth”, термином собственно и придуманным самим Mortiis’oм. Его характеризуют эпические и мрачные, сыгранные на синтезаторе, мотивы. То ли из-за разногласий с «имперцами», то ли из-за боязни преследования со стороны приверженцев Варга Виккернеса, будущий тролль Mortiis в начале 90-х перебрался в западную Швецию. Нужно учесть, что в ту пору нужно было обладать стальными яйцами (недюжей смелостью), чтобы давать показания против человека, палившего церкви, как стопы с сеном и убившего своего коллегу по музыкальному цеху перочинным ножом. Ещё стоит вспомнить, что у Варга при обыске был обнаружен целый склад патронов и взрывчатки и имелась масса незасветившихся последователей. Как бы там ни было, этот побег подарил нам новый проект как и новый стиль дарк-эмбиента. Да и кучу последователей, но уже со стороны Ховарда Элефсена, а его сценический образ носастого и ушастого гоблина прочно вошёл и по-прежнему будоражит общественное сознание.

Питерский клуб ”The Place” редко радует нас пришествием в свои стены легенд такой величины как ”Mortiis”. Первым на сцену вышел создатель и перфоматор проекта ”Skarpseian”. Название проекта является адаптацией на норвежский термина «скарпсеец», житель мира Скарпсей, позаимствованный из книг Элизабет Бойе, американской писательницы в жанре фэнтэзи. В этом мире идёт жестокое противостояние Огненных магов и Ледяных колдунов, где под их перекрёстный огонь попадают, порою, самые обычные люди. В тот вечер под мрачный перекрёстный огонь синтезатора ”Skarpseian” попали мы, слушатели. Исполнитель вышел на сцену в чёрном балахоне, скрывающей всё лицо, кроме глаз и тяжелых кожаных напульсниках. Поэтому когда John ”Skarpseian” после выступления снял свой антураж – никто его не узнал в толпе (кроме автора этой статьи, поскольку они успели подружится заранее) и спокойно потягивал себе пиво. 

Начав с «Пробуждения» (норв. «Oppvåkning») зал и слушатели начали постепенно погружаться в атмосферу мрачной и эпической мистики и тумана. Всего было сыграно восемь тем из трёх альбомов, среди которых были ”Den Siste Vinteren” («Последняя Зима»), ”Mørk Vandreren” («Тёмный Странник»), и сыграв финальную ”Inn i Natt” («В Ночь»), «скарпсеец» растворился во тьме. В целом ”Skarpseian” являет собою именно олдскульный и очень атмосферный ”Dungeon Synth”, и я настоятельно рекомендуем его всем любителям этого жанра и инструментальной музыки в целом.

И вот пробил час главного виновника торжества этого вечера. Норвежская группа поддержки внесла на сцену эпичный, увенчаный с боков оленьими рогами и кожаными ремнями синтезатор, а также банеры со штандартом наподобие штандарта орков из ”WoW”. Было незаметно, как Ховард прокрался на сцену сквозь толпу, и показалось, он просто материализовался прямо перед своим тролль-синтезатором. Когда он ударил по клавишам, всех присутствующих обдало мощной волной аккордов «Тёмного Горизонта» (”En Mørk Horizont”). Неизвестно, какой памятью нужно обладать, чтобы играть практически без перерывов около 50 минут, но такой памятью Ховард как раз таки и обладает. Тёмный Горизонт плавно перетёк в «Видения Древнего Будущего» (”Vesioner Av Eldgammel Fremtid”). 

На протяжении всего концерта менялся видеоряд, являя присутствующим то дремучие леса, то руины древних замков, то уробороса – дракона, кусающего себя за хвост, символ бесконечности, цикличности космоса, жизни и смерти, одиного из древнейших, известных человечеству. 

Освещение сменялось с красного на синий, усиливая мистический эффект от ревущих, как рог Хеймдаля, клавиш, а после в зал пустили дым, полностью укутавший норвежского тролля, словно туманом. Всё это прошло на одном дыхании, и, несмотря на такой беспрерывочный сет, его можно было продолжать слушать ещё столько же. Не произнеся за концерт ни слова, Ховард удалился так же быстро, как и появился. Зрителям удалось немного пообщаться с Mortiis’oм, когда он смыл грим и вышел из гримерки. Несмотря на свою внешнюю брутальность, он оказался очень мягким человеком, со звонким голосом. Ховард поведал гостям, что перебрался из Швеции обратно в восточную Норвегию, в город Фредрикстад, где продолжает жить и творить. Он в очередной раз победил своих демонов, выйдя из продолжительной депрессии, и снова вернулся к публичным выступлениям. Было видно, что за эти синими и немного грустными глазами скрывается огромный, внутренний мир, недоступный для большиства смертных, но которым Ховард охотно готов делиться со всеми, когда у него есть настроение.

Автор: Artøm Maksu

Смотреть фотоотчет по ссылке.