Каравайчук как повод
Вечер одноактных балетов Роя Ассафа: Небелое Адажио. Гамма. Шесть лет спустя. Girl
6 мая, 19.30 Эрмитажный театр (Дворцовая наб., 34)
27 мая, 19.30 Атриум Главного Штаба Государственного Эрмитажа (Дворцовая пл.,2)
В мае в Санкт-Петербурге будет показана программа одноактных балетов израильского хореографа Роя Ассафа, два из них поставлены на музыку Олега Каравайчука и посвящены его памяти. Инициатива сохранения наследия композитора и его дальнейшего творческого использования принадлежит Фонду Каравайчука, который стал инициатором создания этого проекта.
Олег Каравайчук - одна из самых ярких фигур в истории российской музыки XX века, пианист, композитор, импровизатор, написавший музыку ко многим советским фильмам и театральным постановкам.
Эксцентрик, безмерно талантливый чудак, Олег Каравайчук был открыт любым сближениям, в том числе танцу с его "движением звуков". Дружба с премьером Михайловского театра Маратом Шемиуновым переросла в сотрудничество в области синтеза музыки и танца. Танцовщик не оставил замыслы композитора и после смерти Олега Николаевича.
Музыка Каравайчука по духу и ощущению оказалась очень близка израильскому хореографу Рою Ассафу, работавшему в том числе и со всемирно известной труппой Охада Нахарина "Бат-Шева". В 2017 году к 90-летию композитора, Рой Ассаф поставил первый балет на музыку Каравайчука "Гамма", где роли исполняют Андрей Касьяненко, Сергей Стрелков и Марат Шемиунов. У хореографа получилась история для троих мужчин, почти лишенная сюжетных линий, но фокус именно в уникальной полистилистике Каравайчука. Это свойство его музыки словно аккумулирует все возможные сюжеты и, растворив их за ненадобностью, вырабатывает из этой субстанции смыслы.
В 2018 году было представлено "Небелое Адажио". Композитор вдохновил танцовщиков Михайловского театра, на создание собственной редакции канонической хореографии. Превратить небожителей в собеседников им помогла музыка Олега Каравайчука, со своими виртуозными импровизациями бывшего на короткой ноге с классиками.
Программа балетного вечера дополнена еще двумя одноактными балетами хореографа. В "Шесть лет спустя" Рой Ассаф выносит на сцену свой опыт, размышляя на вечную для рефлексирующего человека тему "что было бы, если бы" в исполнении Ирины Перрен и Марата Шемиунова. Кроме Генделя и Бетховена, дарящих танцевальному тексту философичность , автор для дистанции и иронии добавил в партитуру реплики группы Marmalade, классики поп-рока ХХ века.
В балете-перформансе Girl в исполнении Ольги Семеновой социальный подтекст спектакля растворяется, уступая вечным экзистенциальным темам: "кто я", "зачем я живу", "как этот мир относится ко мне". Солистка в этой композиции одновременно же и вокалистка и перформер. Балеты Роя Ассафа отличает не только новация, но и хореографическая глубина, они затрагивают вечные экзистенциальные темы. Чистый танец, чистая эмоция, позволяющая трактовать любые шутовские дисгармонии музыки Каравайчука как гармонии мира.