Рустем (Lumen): кто-то должен обязательно прийти к человеку и сказать: Так, встать! Пришло время!

Источник фото:
Елена Санкина // МЕСМИКА

11 марта группа Lumen презентовала альбом «Хроника бешеных дней» в рамках тура в поддержку нового альбома. Концерт состоялся в клубе Milo Concert Hall, благодаря концертному агентству All Stars. Месмика не упустила возможности пообщаться с Тэмом перед концертом и обсудить концепцию альбома, книги и подарки от поклонников.

- «Хроника Бешеных Дней» – это альбом, с которого начался тур. Насколько я помню, на текущий момент заявлено сорок городов.


- Сорок два города, сорок три концерта.

- Сначала несколько вопросов про альбом. Я его последние несколько дней очень внимательно слушаю, он действительно очень интересный, я уже смотрел интервью - ты общался с екатеринбургским изданием и говорил, что на альбоме есть взаимосвязи с песнями, которые идут из прошлых альбомов, например, «Небо в огне», «Волкодав» и т.д. У тебя идёт развитие мысли, и, как мне показалось, альбом «Хроника Бешеных Дней» - этакая консистенция того, что было раньше. Какие мысли ты вкладывал в альбом «Хроника Бешеных Дней»? Ты хотел показать что-то действительно как хронику: от того, что было, к тому, что сейчас, или это что-то другое?


- Нет, конечно, что-то другое. Есть мысли, которые по ходу времени не отпускают: проблемы, локальные и глобальные конфликты, свобода во всех её проявлениях, личность и общество. То есть темы, которые мы так или иначе рассматриваем на протяжении всего времени существования коллектива. Не могу сказать, что новый альбом - это какой-то концентрат. Да, там есть мысли, которые долго развивались, и во что-то вылились на этом альбоме, но есть новые размышления. Песня «Кто ты?» именно такая - почти студенческая песня на тему каких-то стереотипов. Я не помню, чтобы мы делали что-то подобное до этого.


- На этом альбоме у тебя есть очень интересное деление. Часть песен говорит, что человек - это должен быть «ты», но, в то же время, в противовес этому, в песне «Голоса Мира», речь идёт о том, что должны быть «мы». Как ты сам считаешь, в каких ситуациях должен быть именно «ты», а в каких ситуациях человек должен быть «мы»? В каких моментах человек вспоминает, что он часть мира, но в каких ситуациях он должен вспоминать, что он остаётся человеком?


- Это совершенно нормальная сдвоенность, если возвращаться к вопросу о стереотипах. Каждый из нас несёт в себе тонны добра, и в то же время каждый из нас - представитель рода человеческого, представитель какой-то нации, какой-то религиозной группы, какого-то политического течения, каких-то философских мировоззрений. И этот список можно продолжать долго. Очень важно то, в каком порядке расставлены приоритеты. Нередко человек и его поведение зависят от этого порядка. То есть, если на первом месте стоит то, что он именно христианин или иудей, а потом всё остальное, то это определяет его характер и определяет его поведение. А если для человека важнее всего принадлежность к роду человеческому, а всё остальное - после, то это тоже накладывает определённый отпечаток на то, как оценивается происходящее в мире. Это интересная тема для размышлений, потому что я не знаю, кто и в какой момент, но, как мне кажется, кто-то должен обязательно прийти к человеку и сказать: «Так, встать! Пришло время». Мне кажется, что это должно быть определённым этапом обучения человека. Это нужно объяснять детям, ещё несформировавшимся личностям. И мне очень жалко, что этого не делается. Исходя из того, как ребёнок себя в мире оценил, в случае, когда есть в этом необходимость, можно было бы скорректировать его отношение к жизни. О какого рода коррекции идёт речь? Безусловно, нельзя вторгаться в личное пространство, и каждый сам должен решать, кем он хочет быть. Но у некоторых, скажем так, ярлыков, есть радикальные проявления - маниакальный национализм, радикализм.


- Ты как раз затронул песню о ярлыках, и когда я её слушал, у меня сложилось стойкое впечатление, что я что-то подобное читал у Пелевина, причём вроде в «Generation П». Как раз момент о том, что тысячи маркетологов испражняются в голову, и как это можно исправить. Какие книги ты читал в последнее время, могло ли что-то из сказанного лечь в основу или это какие-то свои?


- Если брать последнее время, то совсем недавно я читал офигенный сборник произведений Веллера с общим заголовком «Легенда о бомбере». И само это произведение, и некоторые другие. Мне очень нравится, как пишет Веллер, и эта книга не стала исключением. Прошлым летом я прочёл очень много незнакомых мне рассказов из русской классики, потому что мой старший сын перешёл в шестой класс, и у него было достаточно большое внеклассное чтение. Там были произведения, которые я в своё время как-то пропустил, и сейчас для того чтобы обсуждать эти книги, я их прочел. Некоторые произведения тяжело понять, с некоторыми я знакомился впервые. «Хаджи Мурат» Толстого меня потряс. Очень сильное, мощное произведение, многим рекомендовал бы к прочтению. Там очень интересный взгляд на регион, который так или иначе остаётся очень неоднозначным в нашей стране, это российский Кавказ, со всем тем клубком противоречий и конфликтов, который тянется ещё с прошлых веков. Давным-давно всё началось и не прекращается. И, если говорить ещё о произведениях, то я до начала работы над альбомом, читал в основном произведения классические: «Ярмарка тщеславия», «Волшебная гора» Томаса Манна, «Собор Парижской Богоматери», «Триумфальная Арка» Ремарка, Мартин Лейден. Это я рассказываю про период между альбомами. Но это не один год. Насколько эти произведения повлияли на содержание альбома? Думаю, что да, отчасти повлияли. И Ремарк, и Манн, и другие произведения, которые так или иначе касались темы войны. Людей, которые бы воодушевлённо кричали войне «Да!», я ещё в литературе пока не встречал.

- Я хочу спросить о первой и последней песне альбома. Думаю, неслучайно они стоят именно так, что первая песня начинает и кричит о том, что происходит вокруг. Даже сам клип, на самом деле, показывает нам разных людей, которые находятся, в одном месте. А последняя песня говорит уже о каком-то определённом смирении с тем, что происходит. Действительно ли так было запланировано или так просто получилось?



- Песня «Привык», наоборот, не о смирении, а о том, что «ничто не вечно под луной». Если коротко описать суть этой песни, то она, в первую очередь, об этом. К чему бы человек ни привык, это всё равно изменится, это как в притчах соломоновых: «И это пройдёт», всё пройдёт. Здесь же очень важно твоё собственное мироощущение внутри этого нескончаемого калейдоскопа событий. Очень многие вещи изменяются лично для тебя ровно в тот момент, когда ты понимаешь, что такое течение событий для тебя привычно. Как только ты пытаешься нефиксируемый мир как-то зафиксировать, то в этот момент острее всего ощущаешь невозможность этого. Зацементировать то, что происходит в мире, невозможно. Всё изменится, всё изменяется. Это не смирение с тем, что происходит.


- Несколько вопросов о туре. Тур начался уже полмесяца назад, ты успел уже объехать четырнадцать городов. Фанаты делают самые необычные подарки. Какие были самые необычные в этом туре?


- Необычного не могу припомнить, всё уже достаточно стабильно: ребята дарят сладости, рисунки, чаи, что тоже неплохо. Иногда, конечно, дарят огромные полотна, которые мы возвращаем обратно, потому что возить с собой два месяца большую картину или большой рисунок - просто невозможно. То же касается любых объёмных вещей. Нам в Челябинске, по-моему, подарили потрясающую лампочку, она была картонная, но размером с пятилитровую банку. На ней были нарисованы очень добрые разные пожелания, и мы же возвращались в Уфу после нескольких городов, но из-за того, что это было объёмно и хрупко, лампочка даже до Екатеринбурга не доехала, она уже вся измялась, пришлось её на свалку


- Обычно на концертах организуют флэшмобы. Какой самый необычный флэшмоб видели?


- Они на наших концертах достаточно похожи. Пока что сильно выбились из такого ряда флэшмобов ребята в Волгограде. Там необычна сама песня, которую они выбрали, «Доктор Время». Они как-то к ней подготовились, и это впервые, когда кто-то обратил внимание именно на эту песню. До этого всё было как-то похоже: «Гореть», «Голоса мира». Какие-то песни повторялись через раз, через два раза. Но всё равно, какие-то песни похожие. А тут вдруг раз - и на этой песне. Это было внезапно!


- Какие планы по завершении тура?


- Ой, так далеко ещё до завершения тура… Планов много есть: студийная работа, сочинять новое, есть уже и композиции, которые нужно как-то доводить до ума, чтобы показать. Есть летние фестивали, уже их два, на подходе третий, сейчас договариваются. Собственно, продолжать заниматься творчеством.


- У меня уже последний вопрос, я даже не знаю, можно ли его задавать. Потому что тема больная и странная. Вы выпустили песню «Гореть», это действительно потрясающая песня о людях, которые продолжают гореть сердцем, несмотря на то, что бы ни происходило. И сейчас появилась такая игра в социальных сетях «Синий кит».


- Ну она не сейчас, как выяснилось, появилась, ей уже увлекаются пару лет. Но сейчас об этом узнали широкие массы, и мы в том числе. Потому что ничего о том, каким образом наше творчество используется, мы, конечно, не знали. Не говорили нам ни те, кто выбрался из этой игры, ни родители ребят, которые попались в эти страшные сети. Но, тем не менее, насколько я понимаю, ничего общего с нами, кроме слов про синего кита, там больше нет. И у нас достаточно молодая аудитория, и мне совершенно понятно, что среди тех ребят, которые оказались жертвами этих страшных людей, могли быть наши слушатели, и, конечно, в призме произошедшего, строчки из песни «Гореть», строчки из песни «Бабочки» воспринимаются ими уже совершенно по-другому и всеми остальными в том числе. Ни та, ни другая песня, в общем-то, не об этом. И мне здесь тяжело что-то добавить, потому что мы не первые, кто столкнулся с какими-то такими проблемами, я думаю, что и не последние. Чарльз Мэнсон и его сподвижники очень любили некоторые песни группы «Битлз», которые слушали по кругу. Я видел документальный фильм, в котором рассказывали о том, как пытались осудить музыканта группы Judas Priest, потому что родителям подростков, которые покончили с собой, показалось, что именно музыка в этом виновата, что у них нет ребёнка. У нас такая история: появились какие-то нелюди, которые подталкивают детей к самоубийствам, и мы оказались ко всей этой истории как-то приплетены. И всё это очень странно, непонятно, скажу честно, очень даже неожиданно, потому что до последнего времени мы не знали ни о существовании этих «групп смерти», ни о существовании вообще такой проблемы в стране. Как-то она вскрылась, и сразу навалилась не отдельным случаем, а все истории про всех этих ребят, среди которых, я пытаюсь выделить и наших слушателей.


- Есть ли какие-то новые песни, которые прозвучат на сегодняшнем концерте, что могут ожидать сегодня наши слушатели, в Нижнем Новгороде? Ну и вопрос о нескольких словах, для тех, кто будет читать это интервью уже на сайте концертной компании?


- По поводу новых песен - нет, мы сегодня сыграем весь новый альбом, и, кроме этого, будут ещё песни с предыдущих альбомов, концерт в общей сложности будет порядка двух часов, плюс-минус, песни с других альбомов, которые с новыми песнями так или иначе связаны. Мы заранее готовили программу, выстраивали какие-то смысловые блоки. Я сегодня буду достаточно много говорить. Много не в том смысле, что пространно, но достаточно часто объяснять, почему такая песня, и о чём эта песня. Не думаю, что в этом есть большая необходимость, но подобные связки сумеют людям объяснить, почему программа построена именно таким образом, почему это не набор песен, а именно программа. По поводу того, что сегодня будет на концерте. Я надеюсь, что будет хороший звук - мы очень много внимания этому уделяем, и вот прямо сейчас чек происходит. Я надеюсь, что хороший свет, потому что этому мы тоже очень много внимания уделяем. И постараемся показать максимум, на который мы способны, именно сегодня. Это наш любимый, и, на наш взгляд, единственно верный подход. Если не с таким настроением выходить на сцену, то зачем тогда вообще выходить? По поводу пожелания тем, кто прочтёт это интервью. Задумывайтесь чаще о простых вещах, о тех вещах, которые нас волновали в детстве. Откуда всё берётся и куда девается, почему всё происходит так, а не иначе. Потому что такой подход, такое отношение к жизни, когда ты ко всему подходишь с определённой долей недоверия, скептицизма, критики помогает очень быстро ответить на другой вопрос «а чего ты сам хочешь?». А когда ты способен ответить на этот вопрос, то жить легко и приятно, чего мы, собственно, всем желаем.

Полный фотоотчет смотрите по ссылке.

Группа: