"Я не заметил никакого спортивного соревнования". Интервью с Владимиром Шахриным (Чайф)

Источник фото:
Кирилл Мефодиев // МЕСМИКА

В 2018 году исполняется 20 лет альбому группы ЧАЙФ «Шекогали». Юбилей ЧАЙФ отмечает осенним туром. На каждом концерте тура альбом звучит полностью: от крайне редко исполняемых «Сентябрь» или «Шекогали до зари» до визитных карточек «Аргентина-Ямайка – 5:0» и «В её глазах». А также на сцене исполняются песни, написанные для нового альбома, и, конечно же, хиты, которые входят в так называемую обязательную программу концерта самой народной группы отечественной рок-музыки. После концерта в Туле Месмика пообщалась с лидером коллектива — Владимиром Шахриным...


О жизненном опыте

Здравствуйте, Владимир Владимирович!

Здравствуйте!

  

В интервью АиФу летом вы сказали, что новый альбом — это будет лирика… А разве у Вас не всегда так? Ведь вы, как мне кажется, открыто никогда не поднимали социальные и тем паче политические темы, а если и пели об этом, то, все равно, в контексте индивида, но не социума.

Вы правильно сказали, да… песен, с которыми можно было бы идти на демонстрацию и дружно скандировать, у нас нет. Но, от лица индивида, конечно, есть. И в этом альбоме будут песни, тоже поднимающие некие социальные проблемы, которые важны для меня, для моих друзей-музыкантов. Я АиФу сказал, что в этом альбоме хочу сделать больше упор на мелодическую часть. Мне кажется, что сейчас довольно много людей, кто очень хорошо складывает слова. Много молодых авторов, таких как рэп-исполнители, кто, условно говоря, нанизывает слова одно за другим, как бусинки на нитку, как мясо на шампур. У меня за ними просто не поспевает мозг, поэтому я даже не буду соревноваться. С другой стороны, я понимаю, что хорошую мелодию, красивую… вот это я могу сделать, мне это интересно, это то, чего на данный момент не хватает сейчас в информационно-музыкальном поле. Я думаю, что это будет 10-12 песен с красивыми мелодиями.

   

Понятно. К полю мы немножко попозже вернемся, я об этом тоже спрошу. А много времени вы проводите с группой, кроме репетиций?

Если учесть наш гастрольный график, да ещё и репетиции, то это уже много! Вот сейчас идет у нас тур, и, конечно, я больше времени провожу с группой, чем со своими домочадцами.

   

Эмм… я имел в виду, когда вы дома, в Екатеринбурге.

Жизненный опыт нас научил, что надо друг другу давать личное пространство, нужно отдыхать друг от друга, успевать соскучиться друг по другу. Поэтому, когда мы дома, и у нас появляется, например, окошко в две недели, то я первую неделю вообще никого не беспокою, а на второй неделе уже можно собраться разок-другой порепетировать. Но при этом бывают какие-то моменты, мы заезжаем в гости, когда нужно помочь в каких-то бытовых вещах друг другу.

Сейчас шла работа над новым альбомом, мы записали пять новых песен, я больше общался со Славой Двининым, бас-гитаристом, потому что он у нас главный студийный человек, мы очень много времени проводили вместе. То есть, песни записывали все музыканты, а потом мы сидели в студии вдвоём. И еще у нас есть свежее молодое ухо — сын нашего барабанщика Валеры Северина. Он хороший музыкант, нам и в студии помогает очень хорошо и иногда очень толковые совет даёт, ибо у него пока не "замыленное" ухо.

  


  

Рецепт счастья

Я, собственно, к чему… перед Тулой, в Калуге на радио, вы сказали, что счастье невозможно в масштабах мира, оно есть только в маленькой компании. Почему?

Я не знаю почему, но это невозможно. Точно невозможно! По крайней мере, история человечества, которую мы так или иначе знаем, подтверждает мои слова. И как бы ни развивалась цивилизация, как бы ни развивались технологии, мир, увы, не становится счастливей.

   

Ну, или где та граница, когда эта маленькая компания превращается в большую, и счастье уже невозможно?

Для меня каких-то жестких рамок нет. Там, на радио, я говорил о том что мы можем вокруг себя попытаться сделать пространство лучше. В начале ты создаёшь свой микромир, окружая себя ближними людьми. Понимая, что тебе по силам, ты взял, например, и заасфальтировал улицу для соседей, поставил туда четыре столба, провел свет и… там, где много-много лет была вечером темнота, вдруг появился кусок освещенной, заасфальтированной улицы. И ты эту границу мира комфортного немножко увеличил! Ну, или на какой-то период времени в зал пришло, скажем, тысяча человек, и если ты хорошо постарался, то эти люди вдруг начали чувствовать себя абсолютно счастливыми в такой дружелюбной, комфортной для них среде. И они встают в конце и вызывают тебя на бис, потому что они хотят продлить это время ещё на десять-пятнадцать минут, побыть в этом комфортном мире. И вот это по силам сделать!

Конечно, у каждого человека есть свои возможности сделать это. У людей состоятельных, богатых, кто владеет заводами, нефтяными компаниями, больше возможностей расширить этот комфортный мир. Всё зависит от их желания! Я вот понимаю, что у нас в Екатеринбурге сейчас наконец-то восстанавливают один архитектурный ансамбль архитектора Малахова, который очень долго стоял заброшенным. И не все знают, что это была больница для рабочих, что в свое время владельцы дореволюционного металлургического завода построили практически дворец, как больницу для рабочих. Вот это как раз, наверное, та история, про которые я говорю. То есть, когда человек понял, что он может сделать, может облегчить страдания людей, окружить их какой-то заботой, и чтоб люди вот здесь, в больнице, видели красоту и видели, что их труд, труд рабочих людей, уважают!

   

То есть, я так понял, это и есть ваш рецепт счастья персонального? Счастья для маленькой компании. Что вокруг себя надо по максимуму, насколько можешь создать какое-то комфортное пространство.

Конечно! Постараться сделать пространство вокруг себя максимально дружелюбным и комфортным для жизни. Понятно, что в этом есть какая-то обывательская иллюзия, утопия… но меня лично она не смущает.

   

Я, кажется, понял… именно поэтому вы и не уезжаете в деревню, как например Кинчев, Мамонов или Шевчук, а живёте в городе?

Да! Я не отшельник абсолютно. Мне нравится городская жизнь, нравится общаться с соседями, с товарищами. У меня есть загородный дом, но я не могу долго там находиться.

  


  

Рок не проиграл

Хорошо, давайте к музыке перейдем. Костя Кулясов мне как-то сказал в интервью, что рок проиграл (например, рэпу) из-за своей интеллигентности… Вы согласны?

Я, честно говоря, не заметил никакого спортивного соревнования и не знаю критериев оценки. Даже если мерить, условно говоря, количеством денег в кассе на данный момент, и то сомнительно.

Во-первых, у каждого поколения должна быть своя музыка, и она должна как бы раздражать старшее поколение… в идеале! И с нами было то же самое. *смеется*

А что касается победил — не победил, то молодые ребята, кто занимается рэп-музыкой, они как рыба в воде в интернет-пространстве, они "на ты" с компьютером. Я вот давеча на одних съемках был и долго разговаривал с артистом молодым по имени Бурито. Я понимаю, что он в компьютерах ну просто вот с головой, он мне рассказывал, как они программируют вообще все оборудование на сцене, как они у них запрограммировано все шоу, он мне начал на айфоне показывать, как в наушниках каждый музыкант делает себе картинку там пространственную, мониторную. У нас-то по старинке стоят два монитора перед тобой и дуют, а них там пространственная картина, которая полностью имитирует живую сцену. И, соответственно, они продвижением в интернете занимаются очень профессионально, очень активно, и как бы от них шума больше! Но если брать, условно говоря, по кассе, то я понимаю, что они ездят по тем же клубам, иногда и меньшим клубам, аудитория у них моложе, поэтому билеты у них дешевле. И, я думаю, если мерить финансовым успехом, то пока рок-музыка не проиграла еще.

   

Ну, я бы померил не финансами, а количеством. Вот, например, рок-фестивали сейчас собирают в разы, если не на порядок, меньше народу, чем всякие там ВК-фесты и прочий мэйнстрим… исключение — Нашествие, остальные же рок-фестивали маленькие совсем.

Мы были на ВК-фесте в этом году, и я хочу сказать, что это аудитория 14-16 лет. Это очень молодые люди, они готовы отдыхать и тратить свое время. У рок-музыки на данный момент аудитория всё же постарше, это люди за тридцать. Нас уже из дома трудно вытащить, мы немножко обленились, у нас рюкзак забот за спиной огромный, который нас тянет назад и не даёт нам выйти из дома, в двери застревает. Поэтому, я думаю, что пусть эти люди на фестиваль не ходят, но в машине они, скорее всего, слушают по-прежнему ну, например, Аквариум, ДДТ, Чайф, Пилот…

   

Мне кажется, вы сейчас ответили на мой следующий вопрос — почему Чайф стал мало выступать на фестивалях.

Да нет, мы были этим летом на фестивале во Владивостоке, были под Иркутском, играли на фестивале под Уфой, Магнитогорском… я думаю, что за лето мы с десяток фестивалей проехали! Вообще, Чайф — достаточно фестивальная группа, потому что у нас нет такой жестко заточенной аудитории, которая слушает только Чайф. И я понимаю, что публика, допустим, Кукрыниксов может с удовольствием послушать и Чайф.

   

Ага, я понял! Вы просто не были на таких масштабных фестивалях, как Нашествие и Доброфест, в этом году, зато катались по региональным. Хорошо, фесты фестами, а вот вопрос по поводу концертов. Все в той же Калуге Шевчук в феврале прямо на концерте обратился к властям города с предложением построить нормальную концертную площадку, ибо это не дело — проводить рок-концерты в ДК, где нет танцпола… А вам какие больше нравятся залы?

Тут я абсолютно солидарен с Юрой, что у нас в стране огромная проблема с концертными площадками. Современная концертная площадка должна удовлетворять потребности и артиста, и аудитории, причём, разной аудитории. Я считаю, что это должен быть танцевальный партер и балкон, на котором расположена, условно назовем, вип-зона, где можно сесть даже на диванчик, где можно заказать что-то выпить, каких-то недорогих закусок и сидеть компанией, чтобы тебя не толкали, не пинали, ибо ты заплатил в три раза дороже, зато сидишь спокойно. И эти площадки — они и для артиста удобны, и для публики. Вот, мы сейчас первые примерно десять городов проехали в туре, половина именно таких площадок была, а половина — сидячий зал. И я понимаю, что идеальный концерт должен быть в зале со стоячим партером! Когда ты видишь перед собой молодых людей, которые стоят, поют, танцуют, делают какие-то движения, и в то же время где-то вокруг, там тоже люди зажигают огни, встают в конце, пританцовывают, тоже довольная такая, чуть более буржуазная аудитория. А когда зал сидит, то первые ряды — самые дорогие, там люди сели и сидят, смотрят концерт. И, если перед ними будут вставать другие, кто хочет подойти к сцене потанцевать, то это, конечно, будет несправедливо. Люди, которые купили самые дорогие билеты, — они, конечно, не хотят видеть перед собой чьи-то спины, они не за это заплатили. То есть, такие залы устарели для современной музыки, которая очень подвижная. А следующая музыка, которая идет сейчас после рок-музыки: поп, электронная, рэп — она еще более танцевальная она совсем не предполагает сидячего восприятия концерта!

   

Вы неоднократно говорили в других интервью, что рок не умер, но остановился в развитии. А как же «Старый Новый Рок»? Зачем?

Хороший вопрос! Я его сам себе задаю тоже. Фестивалю уже 16 лет, он заточен на молодые группы, там порядка 300-400 групп подают заявку, 40-50 групп получают возможность выступить, и никто из этих групп, в общем, по большому счёту не оправдал усилий организаторов. С другой стороны, нам нравится эта музыка, мы ее любим, и я вижу, что эти мальчишки и девчонки столько времени репетируют, готовятся… им просто нужен какой-то выхлоп! И это точно происходит.

   

То есть, все же загорались звезды?

Да! Если мы и не зажгли никакую группу, то музыканты, прошедшие через этот фестиваль, я их вижу сейчас в составе очень популярных московских и питерских коллективах. То есть, это не зря! В общем, однозначного ответа, зачем мы это делаем, у меня нет, но зачем-то делаем, пока есть желание и возможность.

   

Давайте вернемся к началу нашего разговора… Вы также говорили в других интервью, что вообще сейчас творчество пришло в упадок в связи с развитием технологий и информационного поля. Я бы даже сказал больше — что мы живем в Кали-юге. Предлагаю маленький блиц по этому поводу: театр или кино?

Кино. Мне лично.

   

Кино или ТВ?

Кино.

   

Альбом или сингл?

Альбом.

   

И, как спросил у Познера Дудь, хайп или андеграунд?

Ну, мне андеграунд ближе.

   

Нуууу… три ваших ответа из четырех я угадал! Но, на счёт театра вы меня удивили.

Ну, я же за себя говорю, а не утверждаю, что кино важнее. Просто, я кино смотрю чаще, чем в театр хожу. Это честный ответ!

   

Кстати, а у вас Дудь не просил аудиенции?

Я не знаю, может, он связывался с нашим пресс-атташе, Мариной Залогиной. Но, если честно, мне не очень интересно. Я смотрел у него передачи четыре и могу сказать, что он не для таких, как я, снимает.

  


  

Молодая шпана

Хорошо! По поводу хайпа тогда последние два вопроса. После концерта в Уфе в Инстаграме Чайфа появилось видео, как вы всей группой танцуете под «Скибиди» (хороший пример хайпа)… Возможно, вас уже достали таким вопросом, но это ли не та «молодая шпана»?

Слушайте, они прикольные! Мне понравился этот клип, такой забавный. Мне всегда нравилась питерская группа Н.О.М., и я понимаю что Little Big — это такие ее последователи в современных танцевальных коммерческих реалиях, они как бы идут той же дорогой. Это забавные такие дядьки, и они сами себя сделали, они не появились ниоткуда, а уже много лет работают, покорили европейский клубный уровень, и вот сейчас у нас тоже стрельнуло. А что касается нашего видео, так это был эмоционально такой порыв, мы начали рассказывать, а кто-то из нас говорит: «а я не знаю, что это такое». Я ему отвечаю: «сейчас покажу». Я включил, и тут мы бам-бам-бам, начали танцевать. Это в большей степени говорит, что мы сами еще седовласые, но мальчишки!

   

Так это же самое главное — быть молодым!

Ну, да!

   

И, последний вопрос… так скажем, пример хайпа в хорошем смысле этого слова. Просто хит 2018го года — это концерты по заявкам, только ленивый еще не играл такую программу. Даже Пикник в своем новом туре песню на бис оставляет на выбор публике. Летом и Чайф дал один благотворительный концерт в таком роде в свердловской глубинке. Часто вы так играете, и не было ли у вас мысли сделать большой концерт (Москва, Питер, Екатеринбург…) или целый тур по заявкам?

У нас эта история была, наверное, лет 15 назад, когда только начал развиваться интернет, появился сайт группы Чайф, сообщество, гостевая книга… мы концерт по заявкам делали, и он в нескольких городах был.

А что касается концерта в деревне Малый Турыш, он не был по заявкам, мы играли то, что хотели. Там была другая интересная история. Мы, чтобы собрать деньги на общественный центр в этой маленькой деревне, где всего 65 человек живёт, которую девочка Гузель пытается поднять, и у нее получается! Нет, она не ребёнок, ей за 30, но она очень маленького роста, хрупкая такая девочка. И она боец! Так вот, мы продали билеты в туровый автобус группы Чайф. Мы продали там порядка 35 билетов, сколько у нас было свободных мест, и люди за приличные деньги, порядка 20-25 тысяч, поехали с нами туда и обратно. Соответственно, мы по дороге общались, разговаривали, и они немножко побыли внутри вот этой всей туровой истории. Но это тоже только благодаря интернету можно было это сделать.

   

Значит, в интервью была немного неверная информация про заявки. Ну, а так вообще, сейчас не хотите повторить 15-летней давности историю?

Пока нет. Но, все возможно. Просто, когда мы это делали, заявки собирали полгода, а потом, когда увидели этот перечень, то я понял, что эту я программу я могу сам написать без всяких заявок, в ней никаких неожиданностей не было. А были достаточно предсказуемые песни, и мы бы их точно так же расставили. Это просто greatest hits.

   

Кстати, Пилот, которого вы упомянули в начале нашего разговора, — они тоже летом играли такую программу в Москве и в Питере, я был на концерте. Илья на сцену вышел, сказал, что они долго решались на это, а когда согласились, то поняли, что нескоро это дело повторят

Ну, конечно. Это те же 100% greatest hits! Мы всё-таки, когда сами программу составляем, то конечно вставляем хитовые, популярные, раскрученные песни, но всегда стараемся сыграть что-то чуть более свежее из последних альбомов и что-нибудь редкое! Вот, для знатоков, кто приходит, и вдруг: «Ааа! Ни фига себе! Сто лет этой песни не слышал, спасибо!»

  


Беседовал: Кирилл Мефодиев, фото автора

Группа: