Андрей ГрейЧайник: Я против любых запретов. Интервью с лидером группы ДМЦ

Источник фото:
Анна Гагарина // https://vk.com/phanya_8991

6 ноября в Санкт-Петербурге лидер группы ДМЦ (Дороги Меняют Цвет) Андрей ГрейЧайник сыграл акустический концерт, собрав весьма бодрую и большую толпу зрителей, быстро превратившихся в дружную компанию. Сам Андрей играет акустику не так часто, но всё же иногда оставляет своих друзей-коллег в зале, оставаясь на сцене один.

Перед концертом Месмика поговорила с музыкантом о том, насколько ему самому комфортно выступать в таком формате, о запрещённых концертах, встречах с родителями и не только. Интересный получился разговор.

Андрей, ты акустику играешь не в первый раз. Есть понимание, что хотят услышать? Подстраиваешь сет-лист под пожелания зрителей?

Я вообще не люблю играть акустику. Когда играешь электричество, у тебя за спиной стоит группа поддержки, а акустика это как будто голый вышел - это сложнее. Эмоционально сложнее, лично для меня. У меня много коллег по цеху, которые любят играть акустику больше, а у меня наоборот, электричество ближе и милее.

А с репертуаром вообще отдельная история. Я в который раз приехал без списка. Я всегда так делаю: с чего-то начну, потом посмотрим куда меня поведёт, либо куда людей поведёт. Когда я без списка, всегда говорю: ребят, если есть пожелания или что-то хочется услышать, вы говорите, если эту песню могу сыграть, я сыграю. Просто часто просят, например, песню “Врата небесные”, а её невозможно сыграть, это тяжёлая метал-композиция. Её возможно сыграть в акустике, но мне не понравится, как она будет звучать, совершенно не то.

А можешь назвать три песни, которые звучат только в акустике?

Есть те, которые звучат только в акустике, но не потому, что они такие суперакустические, а потому что в своё время мы их не успели аранжировать и за годы люди уже привыкли, что это только акустическая песня. Я знаю, что есть несколько песен, которым мы с пацанами если сделаем электрическую аранжировку, выйдем и сыграем, скажут: в акустике лучше звучит.

И всё-таки назови три такие песни.

“Сирень”, мы её даже в альбом “Маскарад” записали в акустическом варианте, хотя у нас была электрической аранжировка, но мы поняли, что песня потеряет свой окрас, энергию. Ещё песня “Нечего”, Роман Ракочий, парень из Харькова, как-то сделал очень интересную аранжировку, мне понравилось, но людям она привычнее всё-таки в акустике. Ну и есть песня “Аннушка”, которая пролила масло. В своё время мы её с ребятами сделали в электричестве, пару раз сыграли, она там и осталась. В итоге я беру один гитару, играю.

Ты сказал, что сложно без ребят играть, а ты чувствуешь особенную свободу, когда у тебя за спиной музыкантов нет?

Это не свобода. Я же сам по себе очень вредный, ленивый человек. Дело не в свободе, дело в ответственности. Когда я один на сцене с гитарой, я один отвечаю за то, что происходит. А когда нас много на сцене, а я текст подзабыл или ещё что-то, то я знаю, что отвернусь, а пацаны звуком задавят, скроют, подстрахуют.

Андрей, ты не раз говорил о любви к трушному панку, ПТВП, FPG, например. А ты согласен с мнением, что панк держится, в основном, на энергетике исполнителей, а не на глубине и разнообразии музыки и текстов?

Смотри, ты сама сейчас назвала ПТВП и FPG, но ведь это в первую очередь тексты. Лёха Никонов для меня величайший живой поэт нашего времени. Пух тоже поэт, он же поёт не о каких-то там непонятных вещах. Ну а дальше уже энергетика, конечно.

Есть такое мнение, оно даже некоторыми музыкантами этого направления озвучивается, что главное — это бешеная живая энергетика, а музыка может быть в принципе одинаковой.

Ну я так не считаю. Я же не адепт панка. Есть какие-то направления, калифорнийский панк, например, если углубляться. Меня прёт или не прёт. Меня прёт FPG и ПТВП, потому что они тру. Они настоящие, во всём. Это тексты, конечно, это энергетика. Если выйдет вялый кто-то, какая бы там музыка не звучала, это будет не то.

Ты не раз говорил, что твои песни - отражение твоих внутренних переживаний. Находят ли твои близкие себя в лирических героях и как на это реагируют?

Мои близкие люди себя в этих песнях не находят. А лирического героя у меня нет. Я один.

Но ты же о себе пишешь, о том, что с тобой происходит?

О себе, о том, что со мной происходит.

Это как-то завязано на окружающих тебя людях?

Да, но это не близкие мне люди. Я пишу либо о себе, либо о том, что происходило со мной.

Кто такие близкие люди?

Те, кто тебе дороги: друзья, любимые.

Мои друзья - это группа ДМЦ. За мои 35 лет много друзей отсеялось, остались только настоящие. Ну не бывает такого, чтобы когда я песню приношу, мой друг, Максим, например, наш басист, такой: ой, ты прям про меня песню написал. Он просто говорит: Чайник, отличная песня, давай. Единственное, если на любовную тематику напишу что-нибудь, жена спросит: так-так, это что? Я сразу говорю: ничего не подумай, это выдуманная история!

Хотя я, например, поставил маме песню “Мама”, ей понравилось. Но у неё к тексту возникают какие-то вопросики: ой, что не так было? Но это же мама, возраст другой, восприятие мира.

Тема родителей вообще весьма тонкая и болезненная.

Для меня, в связи с событиями в моей личной жизни, с моими переездами с Украины сюда, раньше не так ценилось то, что есть рядом. Я рос всё время рядом с мамой-папой, переехал, но в одном городе, в 40-минутной доступности друг от друга. Сейчас уже не так. И возраст, наверное, приходит несколько другое понимание папы-мамы и что это для тебя значит в жизни. Не вот эти глупости, стишки школьника “Мама, я люблю тебя”. Начинаешь понимать ценность родителей. Причём, не показушно, не пафосно, а как есть на самом деле.

Изменились с возрастом отношения с родителями?

Отношения не изменились, они меня любят, я их люблю. Изменилось моё понимание ценности. Я только две недели назад вернулся с родины. И мы там с мамой-папой за грибами ходили. Раньше для меня это была бы какая-то обыденность, а сейчас одно из самых ярчайших событий в жизни - я, мама, папа в лесу за грибами.

Впадание в детство ненадолго?

Наверное, да. Хотя я из детства и не выпадал.

У тебя не так давно был записан дуэт с Вадимом Курылёвым на антивоенную тематику. Курылёв этим славится, да и ты поднимаешь эту тему. Как ты считаешь, музыка может что-то менять, ненависть к насилию прививать, например?

Может, но зло, которое вокруг нас, гораздо симпатичнее выглядит, чем добро. Если петь про зло, то люди быстрее тебе поверят, а если петь про добро, то будет сложно, ты будешь менее интересен. Если брать какие-то движения, то фашизм будет гораздо популярнее, чем антифашизм, потому что очень простая идеология, очень простые понятия и для молодёжи всё очень просто и понятно, для них более непонятно, что такое антифашизм. Если взять партию мира и партию войны, ты будешь петь песню “Не стреляй” и будешь менее понятен, чем если ты споёшь “Мочи америкосов, ударим бомбой”. Напиши такую песню, ты будешь собирать стадионы, и для людей это проще. То есть ты можешь влиять на умы, но это очень сложно.

Сложно влиять добром?

Да. То, что делает Вадим это замечательно, но людям проще смотреть программы Соловьёва, видеть какого-то врага, и они скорее поверят кому-то, кто врёт в телевизоре, чем Вадиму, который поёт “А на твоей войне точно так же, как на моей войне”.

Ну песни откровенно агрессивной тематики тоже стадионы вроде не собирают.

Почему, собирают. Не буду говорить группу, которая сейчас уже не выступает в России. Не хочу называть, а то придётся приносить публичные извинения, не хочу этого, хватит с меня.

А что, приходилось публично извиняться?

Нет, я имею ввиду, хватит с меня скандалов. Я такой человек, если я не прав, что в быту, что в общественной жизни, мне не западло сказать: реально, ребят, извините. Или жене сказать: я не прав, прости меня. Я считаю, сильный человек должен находить в себе силы попросить прощения, если он не прав. А пока мне лично, и в группе ДМЦ, мне не за что извиняться, надеюсь, что так и будет.

В последнее время стали часто запрещать концерты, потому что они якобы плохо влияют на детей. На твой взгляд, стоит ли контролировать что видят и слушают дети?

Я честно скажу, у меня на этот счёт мнение “ни нашим, ни вашим”. Я буквально недавно читал об этом спор в Facebook по поводу выступлений каких-то артистов, и я согласен с обеими сторонами, которые в диалоге участвуют. С одной стороны, нужно воспитывать ребёнка в семье так, чтобы он просто не пошёл слушать это говно. А с другой стороны, я втихаря, когда родители уходили на работу, слушал “Сектор газа”, с матами, со всей этой похабщиной. И “Красную плесень” тоже слушал. Запретный плод сладок. И вроде и те правы, и эти. Я против запретов, но есть вещи, которые нужно запрещать, как ты ни крути. Я тут случайно послушал одного кумира молодёжи, просто текст “Она жуёт мой х.. как бургер в “Бургеркинге”. При всей моей любви к мату, это полный бред. И если это выступает на сцене, то он же не просто так становится популярным, с помощью каких-то систем, рекламы, SMM. То есть молодому человеку, малолетнему, с несозревшими мозгами кто-то внушил, что это круто. Может быть, есть смысл не внушать им это?

А кто тогда будет решать, что хорошо, что плохо?

А вот непонятно. Я обычный человек, я не знаю. С одной стороны, я против любых запретов, зачем запрещать каких-то исполнителей. Меня запрещали в одном городе.

За что?

Не хочу даже говорить. Есть один город, я на нём чёрный крест поставил на карте России, я туда ни ногой, никогда. Запретили, оболгали. У меня есть знакомые, выступления которых запрещали, это бред.

Так в том и дело, что до бреда доходит. Animal ДжаZZ запретили, например, или Монеточку.

А Монеточку за что? Молодёжная, розовосопливая такая штука с прикольной музыкой, наверное, для молодёжи. Не моя музыка, я уже старый пень. Фишка в том, что нельзя найти золотую середину, какое-то золотое сечение. Есть реально какие-то штуки, которые нужно пресекать. Но когда нашему славянскому, русскому человеку дают в руки власть, он потом на всякий случай начинает всё запрещать. От греха подальше, а то скоро выборы, лучше и это запретить на всякий случай. Вот “Порнофильмы” группа. Что за название такое? Давайте запретим. Мы не слушаем о чём они поют, мы не знаем музыки, но запретим. Потому что сверху начальник (ещё из комсомола знакомый), позвонит и скажет: с ума сошёл, что это у тебя за группа выступает, “Порнофильмы”. Непонятно, что делать в этой стране. В чём-то нужны запреты, в чём-то они не нужны. А кто решать будет? А решают идиоты, вот и доходит до абсурда. Я не знаю на чьей я стороне. Что-то я бы откровенно запрещал, но кто я такой.

А ты будешь запрещать своему ребёнку, внутри своей семьи?

Опять же, начнёшь запрещать, вот у меня сын, например, начнёт слушать ещё больше, ещё хуже. Вот была ВКонтакте история с группами “Синий кит”. Вот как их не запрещать? Их надо уничтожать на корню. Есть же и в музыке такие вещи, такие группы. Как их вычислить, я бы на себя такую ответственность не взял.

Ты реагируешь на рецензии на свои песни, альбомы? На мнение друзей, поклонников, критиков?

Конечно, если кто-то напишет откровенную ерунду, мне неприятно, это моя реакция. Я всё читаю. Напишет кто-то хороший отзыв, мне приятно. Парадокс в том, что напишут 15 хороших отзывов и один плохой, я про 15 хороших забуду и буду думать про плохой. Но есть вещи, в которых я сам уверен. Вот если я уверен, что отличную песню записали, кто бы что не сказал, я просто знаю, что она отличная. Если люди подтверждают это, я убеждаюсь в своей правоте, мне будет приятно, даже если будут писать 10 комментариев, что плохо, я всё равно буду знать, что песня отличная.

А бывало, что в песне что-то менял из-за чужого мнения?

Нет. Я художник, я так вижу. А у меня сзади ещё пять человек с кисточками.

Андрей, а ты готов ездить на зарубежные гастроли и фестивали? Петь для публики, которая будет не понимать тексты песен?

Нет, не хочу. А зачем мы там нужны? Наша музыка, отечественная, и та, это два разных мира. Они просто не поймут чувака, который зачем-то четыре аккорда играет и что-то там поёт, а они текста не знают.

Но наши музыканты пытаются ездить за границу и петь там на русском языке. Не сказать, чтобы с особым успехом, правда.

Но это же работа на эмигрантов. Кто, в основном, ходит на концерты русскоязычных групп? Либо те, кто давно переехали, либо те, кто недавно. Вот они и набирают залы. Я готов поехать поиграть для наших людей там. Но чтобы целить в залы, топы, чарты - мне это даже неинтересно. Я хочу видеть глаза людей, которые понимают о чём я пою. Именно на русском языке или на украинском. Но не пишется у меня на украинском.

Почему?

У меня даже были попытки, и где-то есть два-три текста. Я свой родной язык, украинский, не коверкаю. Но если плохо реально получается, зачем себя мучать, язык мучать. Наверное, потому что я вырос на ленинградском роке, были какие-то примеры. Литературы я кучу русской, украинской перечитал, я очень много читаю. А вот песни не пишутся.

А ты сам западную музыку слушаешь?

Yes, of course. У меня на кассетах были, до сих пор у родителей лежат, любимая группа Guns N’ Roses. Я скупил все альбомы, фанат был. Естественно, Metallica, отцы Iron Maiden, Pantera, Sepultura. Под настроение могу послушать Cradle Of Filth или Cannibal Corpse. Я даже русский рэпчик слушаю. Для меня отцы - это Bad Balance, Каста, Капа. Из западного рэпа я обожаю Cypress Hill, альбом Black Sunday. Я действительно очень разную музыку слушаю.

Даже история была, меня как-то девчонка подвозила после концерта, спрашивает: что включить? Включила “Наше радио”, типа русский рок. А я ей говорю: включи вот это и вот это. Теперь она со мной не общается. Говорит: я думала ты другой.
Я люблю в музыке крайности, я не люблю средненькое. Я Круга могу послушать, мне нравится. Гениальный чувак, на самом деле. По сравнению с остальными “шансонье” вроде “хоп, мусорок, не шей мне срок”, Круг настоящий шансон делал, если убрать зоновские темы. Розенбаума очень люблю.

А что ты в Питере любишь больше всего, ты же часто здесь бываешь?

Пить! Везде, а в Питере особенно. Шучу. Друзей я здесь люблю. У меня же здесь живёт барабанщик, у которого недавно сын родился, басист тут мой живёт, клавишник.

А как вы так играете, репетируете?

Как говорит Денис Михайлов из “Обе-рек”: "Пусть репетирует те, кто играть не умеет". На самом деле, если у нас концерт в Питере намечается, то просто приезжаем за пару дней, нанимаем репточку, в Москве также. У нас сейчас “золотой” состав, мы очень друг друга чувствуем. Нам не нужно репетировать три дня в неделю, чтобы придумать песню. Я просто приношу, и остальные добавляют. Это как жена, которая знает, в каком состоянии муж домой пришёл, когда он только в замке ковыряется.

Беседовала: Ульяна Бенусова