Концерт Dream Theater в Москве: Расстояние со временем в Театре мечты

Концерт Dream Theater в Москве: Расстояние со временем в Театре мечты
Источник фото:
Мария Ширкина // МЕСМИКА

В череде фестивалей лета 2019 года сверкнуло новое наименование: «Dream Fest». Его участниками были объявлены всего три группы, лишь одна из которых по-настоящему известна: в Санкт-Петербург и Москву впервые за многие годы приехала знаменитая группа «Dream Theater», которая недавно выпустила свой четырнадцатый студийный альбом.

Мероприятие проводилось при поддержке одного из крупнейших российских концертных агентств «SAV Entertainment».

Жанр прогрессив-метала берёт свои корни из прогрессивного рока, который был на пике популярности в середине 70-х годов прошлого века. Эта музыка, надо сказать откровенно, не для массового слушателя. Здесь правят бал длинные, сложные, «неформатные» композиции, смешение стилей, чередование ритмов и прочие музыкальные эксперименты, концептуальность альбомов, помноженные на виртуозную игру музыкантов. Так же, как джаз понимают и принимают далеко не все, так и прогрессив требует определённых усилий для восприятия. Прибавьте к этому жёсткое «металлическое» оформление. С другой стороны, именно в этом смешении и кроется новизна, движение вперёд, уход от мэйнстрима. Этим же целям, по идее, должен был служить альтернативный рок, который теперь сам выродился в другую форму мэйнстрима. Иными словами, получается, что только истинные ценители прога и могут получить порцию свежести в музыке.

Группа «Dream Theater» была образована почти 35 лет назад тремя студентами бостонского музыкального колледжа «Беркли». По своему значению и уровню преподавания этот вуз примерно соответствует нашей Академии имени Гнесиных. Барабанщик Майк Портной (Michael Stephen Portnoy), гитарист Джон Петруччи (John Peter Petrucci), бас-гитарист Джон Маянг (John Ro Myung), а также приглашённые клавишник Кевин Мур (Kevin Moore) и вокалист Крис Коллинз (Chris Collins) основали группу «Majesty», которая через несколько лет переименовалась в «Dream Theater».

По признанию самого Джона Петруччи, он вырос на музыке «Led Zeppelin», «Pink Floyd», «Black Sabbath», «AC/DC», к которым затем добавились прог-рок команды «Rush» и «Yes». Большое влияние на его музыкальный вкус также оказали такие гранды метала, как «Iron Maiden» и «Metallica». Вот эта термоядерная смесь академического музыкального образования (хоть и не законченного), прогрессива, психоделики и хеви-метала и породила уникальный стиль и почерк «Dream Theater».

В этой команде нет слабых участников. Их профессиональных уровень позволяет и заставляет играть вещи всё более интересные и сложные – это определённый вызов для музыкантов. Ударник Майк Манджини (Mike Mangini), пришедший на смену Майку Портному, – один из лучших и быстрых барабанщиков в мире, профессор того самого колледжа Беркли. Можете себе представить профессора Московской консерватории за барабанной установкой в метал-банде?

Джон Маянг – признанный виртуоз бас-гитары и бессменный участник «Dream Theater» с момента основания. За долгие годы совместного творчества он достиг феноменальной сыгранности и взаимопонимания с Джоном Петруччи.

Клавишник Джордан Рудесс (Jordan Charles Rudess), который своим внешним видом и неиссякаемым позитивом напоминает волшебника Хоттабыча, сменил в этой роли Кевина Мура и по праву считается одним из самых виртуозных клавишников в метале. Джеймс ЛаБри (Kevin James LaBrie) был выбран из нескольких сотен вокалистов!

Про самого известного участника группы – Джона Петруччи – достаточно сказать, что это один из тех гитаристов, наряду со Стивом Ваем и Джо Сатриани, которые в принципе изменили роль гитары на рок-сцене. Гениальные гитаристы, разумеется, были и до них, но главным действующим лицом на площадке всегда был фронтмен-вокалист. Гитара оставалась важным, но по своей роли, вспомогательным инструментом. Сейчас гитарист-виртуоз вполне может солировать на сцене и обходиться без вокалиста вообще.

Вот такую команду увидели и услышали гости питерского «A2 Green Concert» (при поддержке концертного агентства PMI) и московского «Adrenaline Stadium»!

Сложно сказать, почему это назвали фестивалем. Представляется, что «фестиваль» – это более масштабное мероприятие, как правило, имеющее в своей основе какую-то общую идею или формат. Здесь по всем признакам был концерт одной топовой группы при поддержке пары малоизвестных команд – классический «разогрев». Тем не менее, местные группы получили аудиторию, что и является главным смыслом участия таких групп в фестивалях или «разогревах».

В Санкт-Петербурге это были местные команды: «Acid Venom» и «рок с берегов Невы» – «REDS'COOL». Группы бодрые, песни – англоязычные, и с задачей «разогрева» они справились отлично. Только музыка их – это, скорее, классический хард-рок или хард-н-хэви: ритмично, живо, узнаваемо, но ничего общего не имеющее с прогрессивом. В Москве вместо «Acid Venom» выступила команда «Puzzle Wood». У этой команды более выражено стремление к музыкальным и инструментальным экспериментам, присутствуют элементы психоделики и арт-рока. Тем не менее, и в этом случае к прог-металу творчество музыкантов отнести сложно.

Главные же «хедлайнеры», выйдя на сцену, показали всю свою мощь! На зрителей буквально обрушился шквал музыки: непредсказуемая, и от этого интересная смена ритмов, темпов, от медленного соло, до бластбита и сверхскоростных гитарных пассажей. Почти психоделические вещи сменяются мощными жёсткими сложными соло в духе Петруччи.

Классический трёх-четырёхминутный «радио-формат» композиций здесь отсутствует в принципе. Музыка льётся бесконечным потоком. Неподготовленному слушателю сложно определить, где закончилась одна композиция и началась другая: они следуют фактически без перерыва, связанные единым смыслом и идеей. Это вполне в духе «The Wall» «Pink Floyd», только на порядок жёстче и мощнее. Каждая композиция сложна и монументальна, простые мелодические темы проходят сквозь сложные, многоголосная полифония и полиритмия, ведущие к кульминации, а все вместе – одна история, которую рассказывают музыканты. Интересно, почему у нас не учат ТАК писать музыку? Когда российские рок-группы уйдут от уровня дворовых команд?

Волшебство начинается, когда Саруман Чёрный берёт свой магический «посох» в виде гитары: фирменный ломаный ритм, меняющиеся размеры, разные степени родства в гармониях, неожиданные акценты на слабых долях, помноженные на реверб, – и может показаться, музыка уносит куда-то в космическую даль... Мастерство чёрного мага, сумасшедший шреддинг и теппинг невольно порождают два вопроса: расстаётся ли он с гитарой, когда спит или идёт в душ, или продолжает играть? Да он вообще – человек?

Инструментала заметно больше, чем вокала: можно сказать, что иногда вокалист подпевает гитаре. Вокальные партии органично вписываются в гитарные запилы и клавишные пассажи. Когда же солирует Он, Джеймс ЛаБри уходит за сцену. Сложно сказать, сценический ли это приём, либо отголоски отравления Джеймса накануне. Тем не менее, Джеймс прекрасно справляется со своей ролью и много общается с публикой.

Сложность композиций требует высочайшей сыгранности и высочайшего мастерства от каждого участника. Некто Риддик, фурианец и космический преступник, однажды сказал: «Бежать будем с одной скоростью: с моей!» И Джон Маянг, и Джордан Рудесс не отстают ни на йоту ни в скорости, ни в виртуозности исполнения!

Среди гитаристов гуляет такая байка: «Ты можешь играть как угодно хорошо. Но всегда найдётся азиат, который уделает тебя!» Глядя на игру Джона Маянга легко в это поверить! Запиливать пассажи на бас-гитаре наравне с великим Петруччи, играть в унисон с ним – это надо просто видеть! При том, что с технической точки зрения на бас-гитаре играть физически сложнее: инструмент тяжелее, струны в несколько раз толще и имеют более сильное натяжение, техника звукоизвлечения другая, бас-гитара в общем ансамбле слышится менее отчётливо из-за низких частот. Тем не менее, такая органичная и виртуозная игра и взаимосочетание с соло-гитаристом – случай уникальный!

Седобородый клавишник-«хоттабыч» Джордан Рудесс – не статичный персонаж, «привязанный» к инструменту, а яркий участник шоу. Его синтезатор расположен на качающейся и вращающийся подставке: необычные позы добавляют колорита происходящему. Его соло – гармоничная поддержка и основа гитарного виртуоза, дающая глубину и насыщенность звука.

--

Музыканты исполнили «всего» десять композиций. Добрая половина из них – с нового альбома группы «Distance over Time».

Полуторачасовой музыкальный ураган закончился. Надо думать, что у многих присутствующих в зале промелькнула мысль: «Слава Богу, мы живы! Но как же это было мощно и прекрасно!». Зрители вызвали парней на бис и искупали в овациях!

К слову, далеко не все известные песни прозвучали. Кроме того, ни одного кавера в это раз исполнено не было. Поклонники знают, что исполнение кавер-версий отдельных песен и целых альбомов – хорошая традиция «Dream Theater».

Группа рок-волшебников явно не сказала своего последнего слова. В мировой музыке, и это отмечают многие исполнители и композиторы, наблюдается тенденция к усложнению произведений. Музыкальная мода делает очередной виток по спирали, запрос на простенькие песенки проходит. Значит, можно надеяться, что в скором времени мы услышим и увидим на сцене новые имена и произведения в духе Ричи Блэкмора, Джимми Пейджа и Дэвида Гилмора. Значит, и «Dream Theater» ещё достиг своего пика.

Автор статьи : Игорь Синёв

Фото: Мария Ширкина

Смотреть фотоотчет по ссылке.