Борис Забирохин. «От слова к образу»

Борис Забирохин. «От слова к образу»
Сроки проведения фестиваля:
21 июля – 27 августа 2017
Место проведения фестиваля:
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков набережная канала Грибоедова, 103
Необходимая виза:
Для граждан России не требуется

Персональная выставка «От слова к образу» петербургского графика Бориса Забирохина посвящена семидесятилетнему юбилею художника и носит ретроспективный характер.

Бориса Забирохина называют кудесником, магом, ведуном или мистификатором, ведь в своем творчестве он тесно соприкасается с миром грез, фантазий и небытия. Извлекая из этого мира образы древних божеств, домовых, русалок, водяных, кикимор и леших, художник делает их героями своих произведений. Интересно, что Забирохин искренне верит в реальность существования своих персонажей. «Надо только уметь концентрироваться», - говорит Борис Павлович. – И тогда они сами к тебе придут, и ты увидишь все, как надо». Отождествлять реальные и ирреальные сферы художник научился еще в детстве, поскольку подолгу жил в деревне, где слушал предания старины глубокой, наблюдал за народными верованиями. Сегодня он осмысливает некогда услышанное и прочитанное, и на основе накопленного багажа создает свои графические работы. Так родились иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, «Народным русским сказкам», собранным А. Н. Афанасьевым, «Русским демономанам» Н. С. Лескова, «Новой АБЕВЕГЕ русских суеверий» М. Власовой, к произведениям «Песнь о нибелунгах» и «Младшая Эдда».

Помимо фольклорных и эпических серий на выставке представлены станковые работы, созданные по мотивам романов «Котлован» и «Чевенгур» Андрея Платонова, повестей и рассказов писателей-«деревенщиков» Евгения Носова, Федора Абрамова, Валентина Распутина. Они познакомят зрителей с авторской точкой зрения на литературных героев, которым он придает ироничный, фантасмагорический и гротесковый характер. В экспозиции важное место занимает графика, относящаяся к библейскому и историческому циклам. Особое внимание привлекает цветная литография «Смута», посвященная лихим 90-м годам. На графическом листе можно увидеть и вавилонскую блудницу и ангелов, и смерть на бледном коне, и брачное ложе, и русского царя и кровавую сечу. Это необычное произведение заставит размышлять о прошлом и настоящем, о добре и зле, подвиге и предательстве, гордыни и смирении. Всего в экспозиции демонстрируется около семидесяти работ: литографии, офорты и монотипии. Это – творческий отчет к своему юбилею. Настоящим подарком к открытию станут театральные действа, при помощи которых будут оживать сюжеты, представленных на выставке произведений.

Сказы Бориса Забирохина

«В черном-черном лесу на черной-черной горе стоит черный-черный дом…» Так начиналась старинная детская страшилка, вызывавшая когда-то непонятный сладкий ужас. Со временем это чувство исчезло и не часто тревожило спящую фантазию, но могло вернуться, если в руках оказывалась, например, книга М.Власовой «Новая АБЕВЕГА русских суеверий» с иллюстрациями Бориса Забирохина. И вновь воображение брали в плен Домовые, Русалки, Лешии, Водяные и Бабы-Яги, одним словом, вся нечисть, нафантазированная и одушевленная народной верой в течение веков.

Быть вдумчивым, внимательным читателем непросто. Особенно в том случае, когда тексты, выбранные художником для своего прочтения, полны множественных смыслов, включают древние поверья и образы, далекие от нашей действительности. В мифологическом пространстве не каждый чувствует себя свободно. Однако Бориса Забирохина привлекают не только знакомые и понятные «Народные русские сказки» А.Афанасьева, но и средневековые исландские и старонемецкие эпосы: «Сага о Греттире», «Песнь о Нибелунгах», «Младшая Эдда». Подготовленные лучшими издательствами «Вита Нова» и «Редкая книга из Санкт-Петербурга» объемные тома с его иллюстрациями позволяют утверждать, что художник в течение многих лет уверенно справляется с трудностями перевода старой литературы на современный изобразительный язык.

Начало было положено в 1970-е годы, именно тогда создавались известные станковые литографии по мотивам прозы Андрея Платонова. И тогда же молодой художник познакомился с произведениями Павла Филонова. Искусство двух выдающихся мастеров отечественной культуры оказало глубокое воздействие на творчество Забирохина, оно не только сформировало определенные мировоззренческие взгляды, но и обозначило уровень и направление длительных пластических поисков.

Ранние композиции Забирохина производили впечатление «корявых» лубков, хотя были продуманы до последней детали. Так художник пытался переложить в форму литографии особенный литературный язык Платонова, которого не случайно причисляют к школе «магического реализма». Художнику тоже хотелось, чтобы его герои заговорили на своем «нескладном», «самодельном» наречии, которое заставляло прислушиваться к каждому слову. Такими же непохожими, странными были герои времени «мирового расцвета» Филонова, препарировавшего их изображения в поисках видимого движения мысли.

В течение нескольких лет Забирохин создавал свой собственный мир – деревенский, провинциальный, одновременно добродушный, наивный и жестокий, и заселял его подобными персонажами. Его «Мужики» старались не уступать своей характерной выразительностью образам, созданным предшественниками, и тем были интересны. Однако автору последней четверти ХХ века сложно воспроизвести романтические представления о будущем справедливом мире, отличавшие произведения и Платонова, и Филонова. Поэтому вместо продолжения социальной темы Борис Забирохин обратился к сказочным сюжетам.

Здесь центром также становилась борьба добра и зла. И художественное решение должно было находить убедительные приемы, емкие, контрастные, лаконичные. То есть иллюстрации хотелось видеть черно-белыми, по словам Забирохина, «таинственно-монохромными». Они таковыми стали благодаря безупречному мастерству художника, владеющего секретами сложной и благодарной техники литографии. Открывая книгу, читатель встречается с настоящим волшебством – оно возникает в серебристом свете страницы, в наплывах и сгущениях разнообразных оттенков глубокого черного и прозрачного серого, в ритмах композиционного рисунка.

Не случайно в 2009 году на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе за иллюстрации к сборнику А.Афанасьева «Народные русские сказки» Борис Забирохин получил одну из высших наград – «Золотое яблоко» (BIB Golden Apple).

Наталья КозыреваСказы Бориса Забирохина

«В черном-черном лесу на черной-черной горе стоит черный-черный дом…» Так начиналась старинная детская страшилка, вызывавшая когда-то непонятный сладкий ужас. Со временем это чувство исчезло и не часто тревожило спящую фантазию, но могло вернуться, если в руках оказывалась, например, книга М.Власовой «Новая АБЕВЕГА русских суеверий» с иллюстрациями Бориса Забирохина. И вновь воображение брали в плен Домовые, Русалки, Лешии, Водяные и Бабы-Яги, одним словом, вся нечисть, нафантазированная и одушевленная народной верой в течение веков.

Быть вдумчивым, внимательным читателем непросто. Особенно в том случае, когда тексты, выбранные художником для своего прочтения, полны множественных смыслов, включают древние поверья и образы, далекие от нашей действительности. В мифологическом пространстве не каждый чувствует себя свободно. Однако Бориса Забирохина привлекают не только знакомые и понятные «Народные русские сказки» А.Афанасьева, но и средневековые исландские и старонемецкие эпосы: «Сага о Греттире», «Песнь о Нибелунгах», «Младшая Эдда». Подготовленные лучшими издательствами «Вита Нова» и «Редкая книга из Санкт-Петербурга» объемные тома с его иллюстрациями позволяют утверждать, что художник в течение многих лет уверенно справляется с трудностями перевода старой литературы на современный изобразительный язык.

Начало было положено в 1970-е годы, именно тогда создавались известные станковые литографии по мотивам прозы Андрея Платонова. И тогда же молодой художник познакомился с произведениями Павла Филонова. Искусство двух выдающихся мастеров отечественной культуры оказало глубокое воздействие на творчество Забирохина, оно не только сформировало определенные мировоззренческие взгляды, но и обозначило уровень и направление длительных пластических поисков.

Ранние композиции Забирохина производили впечатление «корявых» лубков, хотя были продуманы до последней детали. Так художник пытался переложить в форму литографии особенный литературный язык Платонова, которого не случайно причисляют к школе «магического реализма». Художнику тоже хотелось, чтобы его герои заговорили на своем «нескладном», «самодельном» наречии, которое заставляло прислушиваться к каждому слову. Такими же непохожими, странными были герои времени «мирового расцвета» Филонова, препарировавшего их изображения в поисках видимого движения мысли.

В течение нескольких лет Забирохин создавал свой собственный мир – деревенский, провинциальный, одновременно добродушный, наивный и жестокий, и заселял его подобными персонажами. Его «Мужики» старались не уступать своей характерной выразительностью образам, созданным предшественниками, и тем были интересны. Однако автору последней четверти ХХ века сложно воспроизвести романтические представления о будущем справедливом мире, отличавшие произведения и Платонова, и Филонова. Поэтому вместо продолжения социальной темы Борис Забирохин обратился к сказочным сюжетам.

Здесь центром также становилась борьба добра и зла. И художественное решение должно было находить убедительные приемы, емкие, контрастные, лаконичные. То есть иллюстрации хотелось видеть черно-белыми, по словам Забирохина, «таинственно-монохромными». Они таковыми стали благодаря безупречному мастерству художника, владеющего секретами сложной и благодарной техники литографии. Открывая книгу, читатель встречается с настоящим волшебством – оно возникает в серебристом свете страницы, в наплывах и сгущениях разнообразных оттенков глубокого черного и прозрачного серого, в ритмах композиционного рисунка.

Не случайно в 2009 году на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе за иллюстрации к сборнику А.Афанасьева «Народные русские сказки» Борис Забирохин получил одну из высших наград – «Золотое яблоко» (BIB Golden Apple).

Наталья Козырева

Открытие выставки Бориса Забирохина «От слова к образу» состоится 20 июля в 18.00

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

набережная канала Грибоедова, 103

Время работы:

среда с 14:00 до 21:00,

четверг — пятница с 14:00 до 20:00,

суббота — воскресенье с 12:00 до 20:00

Выходные: понедельник, вторник

312-25-54, 314-98-94

http://www.mispxx-xxi.ru

https://vk.com/museumxx_xxi

https://www.facebook.com/mispXX

https://www.instagram.com/misp_spb

Новости

Нет новостей для отображения