"We had real fights between goth and metal fans on our shows": Interview with Tilo Wolff of Lacrimosa
Немецкая группа Lacrimosa по праву считается флагманом тёмной готик-сцены. Вот уже на протяжении трёх десятилетий, выдающийся и без преувеличения гениальный музыкант Тило Вольф и его партнёрша по группе Анне Нурми радуют своих поклонников исключительной музыкой. В этот раз маэстро сделал всем подарок на Рождество (по Григорианскому календарю) и 24 декабря вышел четырнадцатый альбом группы "Leidenschaft". Месмика пообщалась с Тило Вольфом о новом альбоме, трудностях в пандемию и о далёких девяностых.
- Привет, Тило! Хочу сразу же пожелать вам счастливого и хорошего нового года! Как у тебя дела? Где ты сейчас и чем занят?
ТИЛО ВОЛЬФ: Спасибо! И я желаю вам всего наилучшего в 2022 году! В данный момент я нахожусь в Германии и работаю над проектом связанным с новым альбомом "Leidenschaft", о котором скоро будет больше информации.
- К сожалению, эта тема до сих пор актуальна. Как пандемия повлияла на тебя лично и что ты думаешь о вакцинации? Есть ли во всей этой ситуации с пандемией положительные стороны для человечества в целом?
ТИЛО ВОЛЬФ: К сожалению, на данный момент я не вижу никаких положительных моментов, которые человечество извлекло бы из опыта пандемии. Как это часто бывает, в любом развитии общества кто-то всегда наживается на кризисах, в то время как остальное большинство страдает от них. Несмотря на всё прославление демократического строя, это, к сожалению, редко сказывается положительно на населении в целом. И за это отвечают не только представители власти, каждый человек несет также ответственность за себя и свое окружение. Да, и что касается нас, то пандемия полностью изменила наш график, ведь «Leidenschaft» должен был выйти в 2020 году к юбилею, но из-за карантина многое, в том числе запись пришлось перенести, а мы еще и планировали мировое турне, которое нам пришлось полностью отменить, да, и многие ограничения также вызвали большую путаницу в работе лейбла, как и в моей жизни, так что мне потребовалось много времени и энергии, чтобы урегулировать разного рода трудности и проблемы.
(Фото: Николай Бируля)
– Поздравляю с новым альбомом, он великолепен! Почему на этот раз у вас ушло 4 года на новый альбом, и довольны ли вы реакцией прессы и фэнов на альбом?
ТИЛО ВОЛЬФ: Причин для долгого перерыва после "Testimonium" было много. Во-первых, после выхода альбома мы очень долго гастролировали. Потом я планировал альбом лучших песен «Zeitreise», но он должен был выйти до 30-летия, потому что я хотел отметить этот юбилей новым студийным альбомом. Итак, после того, как мы закончили "Zeitreise" и отыграли много концертов с этим альбомом, я приступил к работе над "Leidenschaft". Ну, а потом грянула пандемия, и довольно быстро стало ясно, что мы не сможем закончить альбом вовремя. Но так как мне обязательно хотелось что-то подарить нашей публике в юбилейный год, я прервал работу над новым альбомом и создал концепцию юбилейного бокса с тремя необыкновенными дисками и многими интересными штучками, которые в нём можно найти. Так что этот бокс потребовал много работы, и только в 2021 году я смог продолжить работу над новым альбомом. Да, время летит так быстро, что без пандемии не было бы юбилейного бокса. Хоть что-то хорошее!
- Начиная с "Sehnsucht" не умолкают критические замечания по поводу звучания Lacrimosa. В этот раз ты снова многое или почти всё сделал сам в студии. Как ты думаешь, в чём основное отличие "Leidenschaft" от предыдущих альбомов Lacrimosa, и что ты сделал по-другому на этот раз, в том числе в плане продюсирования и записи?
ТИЛО ВОЛЬФ: Основная разница в том, что сейчас, как и в первые годы существования Lacrimosa, я опять могу записывать музыку сразу во время её сочинения. Прямее и аутентичней быть просто не может! Прежде всего, я хочу передать настоящие чувства. Когда спустя полгода ты приходишь в чужую студию и пытаешься вспомнить, какое чувство ты хотел выразить во время записи, то это часто получается контрпродуктивно. Например, если вы сравните продукцию Iron Maiden с другими произведениями этого жанра, вы заметите, что многие произведения звучат значительно лучше. Но так ли это на самом деле? Я люблю каждый альбом Maiden именно за то, что они такие прямые и настоящие! Они исходят от сердца к сердцу! То же самое и со старыми альбомами Muse. Есть много групп с более лучшим продакшеном, но этот огонь Muse просто реален и не может так ярко зажечься в отполированном продакшене!
- «Leidenschaft» вышел 24 декабря. Была ли эта дата релиза совпадением или она была так запланирована? Или за этим стоит что-то большее?
ТИЛО ВОЛЬФ: Это было сделано специально! После такого долгого и изнурительного процесса создания и записи этот альбом стал прекрасным подарком в моей жизни для меня и, надеюсь, для многих других людей. А подарки дарят и получают на Рождество!
- Новый альбом называется «Leidenschaft» (Страсть). На самом деле, каждый альбом Lacrimosa мог бы носить такое название, потому что каждая ваша пластинка полна страсти и чувств. Можно сказать, это был лишь вопрос времени, когда ты назовешь так альбом. Почему сейчас подходящий момент для такого названия?
ТИЛО ВОЛЬФ: Каждый раз когда я подхожу к финальной стадии создания альбома, я всё ещё раз переслушиваю и изучаю визуальное воплощение, то есть обложку и оформление буклета, и пытаюсь найти слово которое резюмирует весь альбом. Оба процесса происходят интуитивно и внезапно, когда я снова услышал альбом в сыром виде, слово «страсть» было в моем сердце и не хотело больше подавляться. Да, многие альбомы Lacrimosa могли бы иметь такое название, но ни один из них не настолько пропитан разными гранями страсти, как этот альбом.
- Расскажи немного об обложке?
ТИЛО ВОЛЬФ: Да, купающиеся в лучах солнца главные герои, человек, стоящий лицом к зрителю, и человек, отвернувшийся от зрителя, оба в виде статуй, как связь с предыдущим альбомом «Testimonium», проясняющееся или просто движущееся небо — это замечательные моменты, запечатлённые в неизменный образ, который раскрывает особую магию. Тут много вариантов для интерпретации, это то, что должна предлагать каждая хорошая картина. Своими обложками я всегда хочу создать образ, на который можно смотреть и в который можно погрузиться, слушая альбом, потому что перед обложкой стоит непростая задача визуализации музыки, а Lacrimosa — это не одномерная музыка.
- Повлияла ли пандемия как-то на написание песен и какие темы вдохновили вас на лирику этого альбома? Особенно интересны такие произведения, как «Kulturasche» и «Augenschein». Можешь что-нибудь рассказать об этих песнях?
ТИЛО ВОЛЬФ: В "Augenschein" есть лирическая отсылка к "Tränen der Sehnsucht", но уже в свете пандемии, хотя эта песня явно детище этого времени и представляет собой некий снимок, запечатление момента, краткий взгляд. «Kulturasche» основана на песне, которую я написал до пандемии под названием «Alles wird gut» (Всё будет хорошо). Однако в то время это название имело саркастический смысл. Когда началась вся проблема с Ковидом, и ситуация для нас, деятелей культуры и культуры в целом, начала становиться всё более серьезной, я не мог больше ограничиваться сарказмом и начал, как говорится, делать уже «по-серьезному», и конкретно выразил что чувствовал в данный момент. Песня также стала немного тяжелее и мрачнее. Этот трек на самом деле является одним из немногих политизированных песен Lacrimosa и очень хорошо запечатлел этот промежуток времени трек, который мне уже сейчас интересно будет послушать через пять или десять лет. Я надеюсь, что потом мы будем вспоминать эти времена как не самые лучшие, а не наоборот.
(Фото: Сергей Платонов)
- Когда я слушаю новый альбом, я чувствую атмосферу старых альбомов Lacrimosa. Например, великолепная «Liebe über Leben» очень хорошо смотрелась бы на «Stille», также «Führ mich nochmal in den Sturm» или «Exodus» вызывают такие чувства. Ты согласен со мной? Как бы ты описал ауру, окружающую «Leidenschaft»?
ТИЛО ВОЛЬФ: Приятно, что ты так считаешь. Да, как я уже говорил, из-за того, как происходила запись альбома, я чувствовал себя более связанным со всей историей Lacrimosa, чем когда-либо, и многое из того, что я ношу внутри себя, углубляется и сгущается всё больше и больше, и в итоге это всё перетекает в музыку.
- Какая песня на новом альбоме больше всего характеризует и представляет Lacrimosa 2021/22?
ТИЛО ВОЛЬФ: Ох! Это очень сложно, потому что Lacrimosa, как и все люди, и как я лично, не одномерна! Вот сегодня, например, было бы лучше, если бы мне никто не попадался на глаза. Так что это всегда немного зависит от ситуации. Но я думаю, что "Liebe über Leben" - это песня с этого альбома, которую я бы взял на необитаемый остров, но, слава Богу, я могу взять с собой весь альбом!
- Давай поговорим немного о другом. Ты как-то в одном старом интервью (TapeTV, 1997 г.) сказал, что в отношении искусства, 90-е года были "безликими и бесцветными". Сейчас, 2,5 десятилетия спустя, ты до сих пор так считаешь?? Было ли в этом плане лучше в 00-х и 10-х? И как это выглядит сегодня?
ТИЛО ВОЛЬФ: Ха-ха, это отлично! Да, мы ведь из 80-х, десятилетие великой музыки, и в наших ушах ещё звучали 70-е, все эти невероятные группы, да, а потом пришли 90-е и техно. И это была действительно хрень! И как маяк надежды для любителей гитар появился гранж, это была такая неопределенная каша из панка, кантри и метала, и мы спрашивали себя, действительно ли так выглядит будущее метала? Сейчас, оглядываясь назад, «бесцветные» я бы забрал назад, но при этом, это десятилетие всё-таки не было очень хорошим. Развитие в 00-х и 10-х годах было уже очень интересным на разных уровнях, было создано много отличной новой музыки во всех жанрах!
- Продолжим тему 90-х. 25 лет назад вы играли замечательные концерты "Dark Winter Nights" с Sentenced, которых больше нет, и с The Gathering, которые тоже сильно изменились. Какие у тебя остались воспоминания об этих шоу?
ТИЛО ВОЛЬФ: Этот фестивальный тур был моей идеей и Богдана Копеча, великого музыкального менеджера, который много лет руководил, например, Kreator, с целью объединения метала и готики. С тех пор, как я выпустил сингл «Schakal» в 1994 году, я понял, насколько далеки были лагеря друг от друга. Тогда еще не было готического метала, и ди-джеи в готических клубах говорили мне, что "Schakal" слишком тяжелый и его нельзя играть, а ди-джеи в метал клубах говорили, что "Schakal" слишком мрачный и его нельзя играть. Но так как я всегда слушал Metallica и Bauhaus, такое музыкальное сочетание было для меня логичным следствием. Когда я понял, что я пока один с такими мыслями, мы начали этот фестивальный тур, чтобы показать людям, что есть хорошая музыка дальше собственного носа. Но тогда все было далеко не так мирно, на концертах у нас были настоящие драки между поклонниками готики и метала. Такое трудно представить с сегодняшней точки зрения, но тогда эти два лагеря были врагами, и этот фестивальный тур стал первой мировой попыткой примирить готику и метал!
- Lacrimosa недавно отпраздновала свое 30-летие. Сейчас, спустя 32 года, каков твой личный итог?
ТИЛО ВОЛЬФ: Одним словом: благодарность!
- Большое спасибо, Тило, за интервью!
ТИЛО ВОЛЬФ: Спасибо!
Денис Кельн